Деловая программа 2025

27 ноября
Большие вызовы: импульс развития Технологическое лидерство как основа устойчивого развития АПК
В соответствии со Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, Доктриной продовольственной безопасности России, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации ...
В соответствии со Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, Доктриной продовольственной безопасности России, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» проводится большая системная работа, направленная на научное обеспечение развития агропромышленного комплекса страны, проведение фундаментальных и прикладных научных исследований в целях разработки прорывных технологий и обеспечения технологического лидерства. В современных условиях технологический суверенитет в сфере АПК стал одной из приоритетных задач социально-экономического развития страны. Научное и инновационное обеспечение технологической модернизации сельского хозяйства является базовым условием, напрямую влияющим на позицию России в мировом технологическом укладе. Особая роль в этом процессе принадлежит отечественной аграрной науке, выступающей стратегическим ресурсом развития АПК. Именно она обеспечивает создание научно обоснованных решений, адаптированных к российским условиям, является ключевым элементом в разработке и внедрении технологий, определяющих конкурентоспособность отечественного сельского хозяйства. Современный агропромышленный комплекс стоит перед комплексным вызовом: необходимость наращивать производство для обеспечения продовольственной безопасности, минимизировать воздействие на окружающую среду и оставаться рентабельным в условиях глобальной конкуренции. Ответ на этот вызов – переход к модели технологического лидерства. Как сформировать стратегию опережающего развития АПК на основе внедрения прорывных научных и технологических решений?
Свернуть toggle-up
Инициативы Десятилетия науки и технологий: энергия поколений Наука, промышленность и медиа: три грани одной задачи
Как из лабораторной идеи сделать серийный продукт – значимый с точки зрения индустрии и понятный обществу? Как донести до общества преимущества научной деятельности? Как выбрать верный трек господдержки? Где найти партнеров? Как соотносятся уровен...
Как из лабораторной идеи сделать серийный продукт – значимый с точки зрения индустрии и понятный обществу? Как донести до общества преимущества научной деятельности? Как выбрать верный трек господдержки? Где найти партнеров? Как соотносятся уровень готовности технологий и требования рынка и как государство содействует развитию науки (гранты, субсидии, пилоты на производстве)? Как избежать «долины смерти» проектов и почему популяризация науки в медиа продвигает научные достижения российских ученых и повышает востребованность научных специальностей?
Свернуть toggle-up
Потенциал будущего: кадры, инструменты и инфраструктура Производственная аспирантура: кадры для технологического лидерства
Программы производственной аспирантуры направлены на подготовку кандидатов наук, которые станут драйверами технологических изменений в индустрии, чья миссия – не просто проводить научные исследования, а решать конкретные производственные задачи, у...
Программы производственной аспирантуры направлены на подготовку кандидатов наук, которые станут драйверами технологических изменений в индустрии, чья миссия – не просто проводить научные исследования, а решать конкретные производственные задачи, устранять технологические разрывы на предприятиях и внедрять инновационные решения в реальное производство, способствовать тесной кооперации науки и промышленности. Каковы промежуточные результаты реализации проекта по производственной аспирантуре? Каковы перспективы развития проекта в последующие годы? Каковы ожидания наукоемкого бизнеса от производственной аспирантуры?
Свернуть toggle-up
Обратная связь Открытый диалог с Государственной Думой
Сессия вопросов и ответов неизменно находится в центре повышенного внимания. Здесь будет возможность задать свой вопрос представителям комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию, а также предложить свои идеи в части совершенствов...
Сессия вопросов и ответов неизменно находится в центре повышенного внимания. Здесь будет возможность задать свой вопрос представителям комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию, а также предложить свои идеи в части совершенствования законодательства в области науки и высшего образования.
Свернуть toggle-up
Потенциал будущего: кадры, инструменты и инфраструктура Диалог лидеров: лучшие практики подготовки медицинских кадров
Обсуждение ключевых проблем в области подготовки кадров для системы здравоохранения в России с молодыми преподавателями и учеными-практиками, работающими в медицинских университетах и научно-исследовательских институтах, являющимися победителями В...
Обсуждение ключевых проблем в области подготовки кадров для системы здравоохранения в России с молодыми преподавателями и учеными-практиками, работающими в медицинских университетах и научно-исследовательских институтах, являющимися победителями Всероссийского конкурса «Лучший молодой преподаватель в сфере подготовки кадров здравоохранения – 2025». Каковы проектно-методические, проектно-исследовательские и организационно-коммуникативные компетенции, а также навыки реализации учебного процесса современного преподавателя в области здравоохранения?
Свернуть toggle-up
Сессия-презентация / Большие вызовы: импульс развития Социогуманитарное ядро в технических вузах: мышление и компетенции
В рамках сессии-презентации предлагается рассмотреть концептуальное понимание социогуманитарного ядра в контексте трансформации системы высшего образования для обеспечения технологического суверенитета и достижения технологического лидерства. Обсу...
В рамках сессии-презентации предлагается рассмотреть концептуальное понимание социогуманитарного ядра в контексте трансформации системы высшего образования для обеспечения технологического суверенитета и достижения технологического лидерства. Обсудить ключевые аспекты, которые влияют на повышение мотивации студентов к освоению образовательных программ и практическую имплементацию в формате различных образовательных модулей (образовательные программы, дополнительные курсы, публичные лекции и семинары и т. п.), позволяющую расширить образовательное пространство и перейти от выпуска из вуза узкотехнического специалиста к инженеру с государственным и творческим мышлением, способному ставить цели, видеть контекст и работать с ценностями. В рамках сессии-презентации будут презентованы методологические подходы и организационные аспекты практического воплощения типов мышления в образовательной среде в технических вузах. Результаты дискуссии станут основой для дальнейшего развития социогуманитарного ядра в системе высшего образования, разработки, апробации и распространения методических рекомендаций, учебных программ, курсов, проектов и инициатив.
Свернуть toggle-up
Инициативы Десятилетия науки и технологий: энергия поколений Как бизнес продвигает науку и зачем ему это
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2024 года № 3152-р утвержден обновленный план проведения Десятилетия науки и технологий. Создаваемые крупнейшими государственными и частными компаниями инициативы направлены на реализаци...
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2024 года № 3152-р утвержден обновленный план проведения Десятилетия науки и технологий. Создаваемые крупнейшими государственными и частными компаниями инициативы направлены на реализацию приоритетов Стратегии научно-технологического развития нашей страны. Тематические инициативы включают проекты, которые направлены на популяризацию науки, вовлечение в мероприятия Десятилетия школьников и учителей, студентов и сотрудников университетов, а также представителей научного сообщества и коммерческого сектора. Каков вклад компаний в развитие российской науки и технологий сегодня? Какие успешные практики реализации научных проектов существуют? Каковы перспективы дальнейшего сотрудничества в научно-технической сфере?
Свернуть toggle-up
Большие вызовы: импульс развития 80-летие атомной промышленности. Гордость. Вдохновение. Мечта
80 лет назад было принято решение о создании российской атомной промышленности. Но работы в области возможностей атома начались задолго до 1945 года. Какие события и решения привели к созданию мощной новой индустрии? Кто стоял у истоков атомной пр...
80 лет назад было принято решение о создании российской атомной промышленности. Но работы в области возможностей атома начались задолго до 1945 года. Какие события и решения привели к созданию мощной новой индустрии? Кто стоял у истоков атомной промышленности и заложил основу наших достижений на много десятилетий вперед? Какие невероятные цели были поставлены государством перед учеными-атомщиками и представителями промышленности в начале атомного века и какие кажущиеся фантастическими на сегодняшний день технологии будут внедрены в недалеком будущем? Почему атомная промышленность до сих пор является одной из самых активно развивающихся индустрий?
Свернуть toggle-up
Потенциал будущего: кадры, инструменты и инфраструктура Искусственный интеллект на службе у государства: наука, технологии, доверие
Искусственный интеллект совершенствуется с каждым днем, проникая во все сферы жизни, и является уже не просто инструментом, а настоящим драйвером управленческих и технологических процессов. Вместе с тем ответственность за решения, принимаемые с по...
Искусственный интеллект совершенствуется с каждым днем, проникая во все сферы жизни, и является уже не просто инструментом, а настоящим драйвером управленческих и технологических процессов. Вместе с тем ответственность за решения, принимаемые с помощью искусственного интеллекта, остается за человеком, поэтому необходимо формализовать процедуры контроля и проверки действий искусственного интеллекта в самых разных сферах: в первую очередь, это государственное управление, наука и технологии – как гражданские, так и военные. Можно говорить уже о разработках не двойного, а даже тройного назначения. И внедрять их в жизнь нужно каждый день начиная с сегодняшнего. Сейчас основной акцент в области науки, технологий и управления делается на содержательных вызовах кооперации, коммерциализации разработок в сфере двойных технологий и государственно-частного партнерства в сфере национальной безопасности Массовое применение генеративного искусственного интеллекта в экономике может существенно сократить потребность в кадрах во многих отраслях экономики России: это можно наблюдать на различных примерах – от проникновения беспилотных летательных аппаратов в самые разные сферы до применения искусственного интеллекта в строительстве, агропромышленном комплексе и жилищно-коммунальном хозяйстве. Какие новые формы финансирования научных проектов в сфере искусственного интеллекта могут появиться в ближайшем будущем и являются перспективными? Понимают ли вузы и научные организации реальные потребности заказчиков? Как происходит развитие «мобилизационной» науки? Какие новые формы финансирования научных проектов в области искусственного интеллекта и в области технологий двойного назначения являются наиболее перспективными? Как разрешать противоречия между требованиями безопасности и коммерциализацией разработок? Какие правовые нормы уже действуют, а какие следует принять для ускоренного внедрения искусственного интеллекта и результатов НИОКР в сфере национальной безопасности? Как мотивировать ученых и инженеров работать над проектами в сфере двойных технологий? Как ускорить разработку и внедрение перспективных решений двойного назначения?
Свернуть toggle-up
Инициативы Десятилетия науки и технологий: энергия поколений Программа экологического образования в интересах технологического лидерства
Одним из наиболее серьезных вызовов для общества, государства и науки, определенных в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642, является «возрастание а...
Одним из наиболее серьезных вызовов для общества, государства и науки, определенных в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642, является «возрастание антропогенных нагрузок на окружающую среду до масштабов, угрожающих воспроизводству природных ресурсов, и связанный с их неэффективным использованием рост рисков для жизни и здоровья граждан». Своевременной реакцией на данный вызов должен стать переход к подготовке квалифицированных специалистов, способных оценить экологические риски, разработать и внедрить программы по снижению негативного воздействия на окружающую среду, контролировать соблюдение экологических норм и стандартов, а также внедрять эколого-ориентированные технологии. Ключевым ответом на обозначенный вызов будет воспитание эколого-сберегающего отношения к природе как к среде нашего обитания на всех уровнях образования. В рамках круглого стола состоится обсуждение способов популяризации профессии эколога и возможности увеличения количества выпускников экологических направлений в долгосрочной перспективе (5–10 лет), в частности будут рассмотрены итоги экологического анкетирования учеников начальной и средней школы. Также на круглом столе будут рассмотрены вопросы обеспечения производств высококвалифицированными кадрами в сфере рационального природопользования и в целом повышения уровня экологического образования и экологической культуры населения в интересах технологического лидерства. Будут представлены результаты работы группы экспертов направления «Экологическое образование» мероприятия – спутника V Конгресса молодых ученых, прошедшего в Анапе (Краснодарский край) с 2 по 4 июня 2025 г.
Свернуть toggle-up
Открытый диалог / Обратная связь Нейротехнологии будущего
Свернуть toggle-up
Потенциал будущего: кадры, инструменты и инфраструктура Институт наставничества как важный инструмент реализации молодежного кадрового потенциала в Российской Федерации
Роль наставничества рассматривается как важный ресурс для образовательного и личностного развития студентов и молодых ученых в современных условиях. Важно проанализировать пробелы в исследовательской базе по теме в России и влияние законодательных...
Роль наставничества рассматривается как важный ресурс для образовательного и личностного развития студентов и молодых ученых в современных условиях. Важно проанализировать пробелы в исследовательской базе по теме в России и влияние законодательных инициатив на интеграцию наставничества в системы основного и постдипломного образования. Обсуждение объединяет мнения различных вовлеченных групп и служит основой для выработки рекомендаций по развитию наставничества как важного элемента современной образовательной среды. Каким группам молодежи особенно необходима наставническая поддержка? Каковы существующие модели и формы поддержки? Каковы ожидания и потребности студентов? С какими сложностями взаимодействия с наставниками и восприятия ценности наставнической поддержки можно столкнуться? Каковы преимущества наставничества для самих наставников, включая развитие профессиональных и личностных качеств, мотивацию и удовлетворенность от передачи опыта?
Свернуть toggle-up
Потенциал будущего: кадры, инструменты и инфраструктура Экосистема Плавучего университета: от школьника до кандидата наук
Всероссийская научно-образовательная программа «Плавучий университет» создает экосистему профессиональной подготовки – от школьника до кандидата наук – в области изучения Мирового океана и климата. Программа привлекает молодежь в мир наук о Земле,...
Всероссийская научно-образовательная программа «Плавучий университет» создает экосистему профессиональной подготовки – от школьника до кандидата наук – в области изучения Мирового океана и климата. Программа привлекает молодежь в мир наук о Земле, дает возможность получить реальный исследовательский опыт в морских экспедициях под руководством ученых-наставников, поддерживает участников на пути академического развития и объединяет их в динамичное профессиональное сообщество. Такой подход способствует формированию кадрового ядра для фундаментальных и прикладных исследований, обеспечивая интеграцию науки и образования со стратегическими задачами государства. Какие механизмы позволяют обеспечить устойчивый приток научных кадров? Как тиражировать успешные практики программы на другие научные направления? Какие инструменты поддержки и мотивации необходимы для сохранения интереса молодых исследователей к науке на всех этапах профессионального пути?
Свернуть toggle-up
Потенциал будущего: кадры, инструменты и инфраструктура Региональный сегмент домена «Наука и инновации» как удобный цифровой инструмент управления НТР региона
Дискуссия посвящена практическому внедрению и использованию регионального сегмента домена «Наука и инновации» – ключевого цифрового инструмента для управления научно-технологическим развитием субъектов Российской Федерации. Представители Минобрнау...
Дискуссия посвящена практическому внедрению и использованию регионального сегмента домена «Наука и инновации» – ключевого цифрового инструмента для управления научно-технологическим развитием субъектов Российской Федерации. Представители Минобрнауки России и ЦИТиС представят функционал сегмента, включая «Единый навигатор мер поддержки», «Профиль субъекта Российской Федерации» и «Национальный рейтинг НТР», визуализированный в виде аналитических панелей. Особый акцент будет сделан на том, как цифровизация обеспечивает сквозной цикл управления: от планирования и подачи заявок на поддержку до мониторинга эффективности и корректировки региональных программ НТР. Руководители по НТР из пилотных регионов поделятся своими планами по использованию сегмента в своей работе. Участники узнают, как Красноярский край может использовать сегмент для формирования технологического заказа, как Татарстан выстраивает кооперацию науки и бизнеса, как Томская область решает кадровые задачи, а Башкортостан – повышает инвестиционную привлекательность. Как выработать конкретные предложения по дальнейшему развитию цифрового сервиса с учетом потребностей регионов?
Свернуть toggle-up
Инициативы Десятилетия науки и технологий: энергия поколений Счастливый случай в науке. Как случайности приводят к прорывам?
«Случай благоволит только подготовленному уму», – говорил французский химик Луи Пастер. Талант, глубокие знания и работоспособность в сочетании с нестандартным мышлением, умением разглядеть ценное в том, что другие сочтут ошибкой, и смелостью допу...
«Случай благоволит только подготовленному уму», – говорил французский химик Луи Пастер. Талант, глубокие знания и работоспособность в сочетании с нестандартным мышлением, умением разглядеть ценное в том, что другие сочтут ошибкой, и смелостью допускать промахи – вот что приводит к выдающимся результатам. Научные достижения принято связывать с многолетними исследованиями, скрупулезными расчетами и кропотливым трудом. Однако история науки знает множество примеров, когда в работу ученых вмешался его величество случай и сыграл решающую роль. Способность рискнуть, сделать незапланированный шаг и выйти за рамки шаблона нередко приводит к открытиям, меняющим наши представления о мире. Именно случайность стояла у истоков многих революционных прорывов в медицине, физике, химии и биологии. Пенициллин, микроволновая печь, графен – эти и многие другие изобретения появились благодаря цепочке непредвиденных событий. Какова роль случайностей в науке? Скрупулезный расчет и четкий план или творческий подход и воля случая – что определяет успех? Как ошибка может стать отправной точкой на пути к большому открытию? Почему для молодого ученого важно не бояться рисковать? Как находить потенциал для исследований и развития даже в том, что на первый взгляд кажется неудачей?
Свернуть toggle-up
Питч-сессия / Инициативы Десятилетия науки и технологий: энергия поколений Истории ученых для экранизации в кино и сериалах
Нам нужны сценарии, способные не только развлечь зрителя, но и показать красоту и важность научного поиска, развенчать стереотипы и вдохновить новое поколение. Персонажи должны быть живыми и многогранными, с личными драмами и амбициями, а не прост...
Нам нужны сценарии, способные не только развлечь зрителя, но и показать красоту и важность научного поиска, развенчать стереотипы и вдохновить новое поколение. Персонажи должны быть живыми и многогранными, с личными драмами и амбициями, а не просто ходячими энциклопедиями. Сюжеты должны быть динамичными и интригующими, отражать современные научные вызовы и прорывы. Важно не упрощать сложные научные концепции до абсурда, а находить креативные способы визуализации и объяснения. Успешные фильмы и сериалы о российской науке могут стать мощным инструментом популяризации науки, повышения престижа профессии ученого и формирования положительного имиджа страны в мире. АНО «Национальные приоритеты» как оператор Десятилетия науки и технологий предложил российским ученым и студентам направить свои идеи историй о российских ученых, которые могут лечь в будущий сценарий кино и сериала. В рамках сессии мы услышим лучшие из направленных историй, а эксперты из медиаиндустрии и научного сообщества оценят их в качестве перспективы будущего проекта.
Свернуть toggle-up
Большие вызовы: импульс развития AI Journey: путешествие в мир искусственного интеллекта
В условиях быстрого развития технологий и роста объемов данных AI становится ключевым инструментом для исследований и открытий. Как AI ускоряет научные открытия и повышает точность прогнозов и эффективность исследований? Каков практический опыт пр...
В условиях быстрого развития технологий и роста объемов данных AI становится ключевым инструментом для исследований и открытий. Как AI ускоряет научные открытия и повышает точность прогнозов и эффективность исследований? Каков практический опыт применения AI в исследованиях?
Свернуть toggle-up
Большие вызовы: импульс развития При поддержке ПАО «Газпром нефть» Горизонты человечества: как наука меняет пределы возможного
Будущее всегда вызывает любопытство и вопросы: каким будет наш мир через 10, 30 или 100 лет? Может ли наука действительно предсказывать будущее? Где границы научного прогноза? Почему одни прогнозы сбываются с поразительной точностью, а другие оказ...
Будущее всегда вызывает любопытство и вопросы: каким будет наш мир через 10, 30 или 100 лет? Может ли наука действительно предсказывать будущее? Где границы научного прогноза? Почему одни прогнозы сбываются с поразительной точностью, а другие оказываются далеки от реальности? Как наука открывает новые горизонты? Как сами прогнозы формируют наше восприятие, влияют на стратегии крупных корпораций и будущее общества?
Свернуть toggle-up
Потенциал будущего: кадры, инструменты и инфраструктура Российская академия наук: навигация в подготовке кадров для технологического лидерства
Проблемы подготовки и воспитания кадров охватывают все уровни образования – от школы до аспирантуры, требуя комплексного подхода к формированию профессиональных компетенций и поддержки научной карьеры молодого ученого. Важную роль в этих процессах...
Проблемы подготовки и воспитания кадров охватывают все уровни образования – от школы до аспирантуры, требуя комплексного подхода к формированию профессиональных компетенций и поддержки научной карьеры молодого ученого. Важную роль в этих процессах играет Российская академия наук, которая обладает возможностями для совершенствования системы подготовки кадров и стимулирования ранней научной активности. Как система образования и науки адаптируется к смене технологического уклада и появлению новых профессий? Какие подходы наиболее результативны для выявления талантливой молодежи и массовой подготовки квалифицированных кадров? Как усилить взаимодействие между учеными, технологическими предпринимателями и образовательными учреждениями для повышения качества подготовки кадров и популяризации науки?
Свернуть toggle-up
Большие вызовы: импульс развития Атом должен быть рабочим, а не солдатом
Новый масштаб освоения Арктики: почему моряки называли Анатолия Александрова отцом атомного флота? Микроэлектроника, космос, генетика, синхротроны: как начинались исследования, определившие облик современной науки и техники? 80 лет атомной отрасли...
Новый масштаб освоения Арктики: почему моряки называли Анатолия Александрова отцом атомного флота? Микроэлектроника, космос, генетика, синхротроны: как начинались исследования, определившие облик современной науки и техники? 80 лет атомной отрасли России: как начиналось освоение энергии атома для военных и мирных целей? Арктика в наши дни – от ледоколов нового поколения к плавучим АЭС и мобильным энергоблокам: каков современный потенциал Северного морского пути? Чистая энергия: какие технологии повысили эффективность и безопасность современных реакторов? Можно ли воссоздать на Земле те же процессы, что и на Солнце? Зачем человечеству нужен термоядерный реактор? Как расшифровывается токамак, и почему отечественный метод удержания плазмы превратился в мировой стандарт? Солнце в лаборатории: почему термоядерный синтез по своей сути – это природоподобная технология? Реакторы будущего – уже сегодня: как создают новейшие гибридные системы безотходной чистой энергии с замкнутым топливным циклом?
Свернуть toggle-up
Потенциал будущего: кадры, инструменты и инфраструктура Будущее в коде: отечественное ПО в инженерном образовании
Современная промышленность проходит этап глубокой цифровой трансформации: автоматизация процессов, внедрение искусственного интеллекта и использование сложных моделей требуют от инженеров нового уровня компетенций. Подготовка специалистов, обладаю...
Современная промышленность проходит этап глубокой цифровой трансформации: автоматизация процессов, внедрение искусственного интеллекта и использование сложных моделей требуют от инженеров нового уровня компетенций. Подготовка специалистов, обладающих соответствующими компетенциями в области проектирования, математического моделирования, ИИ и владеющих современными цифровыми инструментами, становится ключевым элементом технологического развития страны. В этих условиях особенно важно понять, как образовательные программы могут готовить специалистов, способных эффективно применять отечественное программное обеспечение, в том числе CAE и CAD, как в учебном процессе, так и в дальнейшем в инженерной деятельности в реальном секторе экономики. Каким образом формируются образовательные программы будущих инженеров и специалистов по математическому моделированию и искусственному интеллекту в промышленности? Что должен знать инженер, чтобы прийти на предприятие промышленности (например, атомной отрасли) и приступить к решению задач? Какими компетенциями он должен обладать? Какие актуальные задачи сейчас стоят перед отраслями промышленности в части математического моделирования и искусственного интеллекта? Какую роль играет отечественное программное обеспечение (cae, cad, plm) в деятельности предприятий и образовательном процессе инженера? Какие риски несет зависимость инженерного образования от зарубежного ПО и как их минимизировать? Может ли сотрудничество университетов и промышленных предприятий стать драйвером развития отечественных инженерных платформ? Как интеграция ИИ и математического моделирования в производственные процессы меняет саму роль инженера в XXI веке?
Свернуть toggle-up
Большие вызовы: импульс развития Агротех-прорыв: трансформация агропромышленного комплекса России через технологии и инновации
Агропромышленный комплекс России стоит на пороге цифровой революции. Традиционное земледелие уступает место точному земледелию, где каждое решение основано на данных. Роботы начинают заменять ручной труд, генетика и селекция создают культуры, усто...
Агропромышленный комплекс России стоит на пороге цифровой революции. Традиционное земледелие уступает место точному земледелию, где каждое решение основано на данных. Роботы начинают заменять ручной труд, генетика и селекция создают культуры, устойчивые к засухе и болезням, а «умные» удобрения минимизируют воздействие на окружающую среду. В условиях глобальной нестабильности способность страны самостоятельно обеспечивать себя основными продуктами питания становится вопросом национальной безопасности. Технологии – ключ к стабильно высоким и прогнозируемым урожаям. Какое текущее состояние и будущее агротехнологий в России? Есть ли проблемы с интеграцией инноваций в реальное производство – от крупных агрохолдингов до малых фермерских хозяйств? Большая часть сельхозземель в России находится в зоне рискованного земледелия. Как генетика, точное земледелие и адаптивные технологии позволяют нивелировать последствия засух, заморозков и других аномалий? Какие на сегодняшний день имеются препятствия для внедрения новых подходов? Какой должна быть система подготовки кадров, способных совершить агротех-прорыв?
Свернуть toggle-up
Большие вызовы: импульс развития Социальная архитектура 4.0: человек и общество в эпоху технологий
В эпоху технологического прорыва социальная архитектура раскрывает огромный потенциал интеграции научных и технологических достижений в динамику общественного развития, позволяя гармонично согласовывать ценностные ориентиры, социальные практики и ...
В эпоху технологического прорыва социальная архитектура раскрывает огромный потенциал интеграции научных и технологических достижений в динамику общественного развития, позволяя гармонично согласовывать ценностные ориентиры, социальные практики и инновации при проектировании будущего. Она играет ключевую роль в разработке и внедрении технологий, формирующих социальные процессы, через механизмы сопряжения гуманитарных и технологических подходов, что помогает минимизировать риски и усиливать позитивные эффекты. Цифровизация, искусственный интеллект и новые коммуникации, как социальные последствия научно-технического прогресса, радикально меняют структуру общества и качество жизни, требуя моделей взаимодействия государства, научного сообщества, бизнеса и общества для эффективной технологической модернизации. В итоге пути подготовки кадров, способных работать на стыке технологических разработок и социального проектирования, становятся основой для устойчивого и инклюзивного будущего. Как соединить достижения науки и технологий с социальными практиками и ценностями общества, чтобы обеспечить устойчивое и гармоничное развитие страны? Какова роль социальной архитектуры в проектировании будущего, где технологическая модернизация подкрепляется гуманитарным знанием, а новые кадры способны действовать как интеграторы научных идей, управленческих решений и общественных потребностей?
Свернуть toggle-up
Инициативы Десятилетия науки и технологий: энергия поколений Диалог разума и веры
Свернуть toggle-up
Поля взаимодействия: международное сотрудничество Десять лет Парижскому соглашению: главные итоги 30-й сессии Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата
На 30-й сессии Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата – КС-30 ожидается обсуждение новых целевых показателей сокращения выбросов парниковых газов, климатического финансирования для развивающихся стран и мер по адаптации к и...
На 30-й сессии Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата – КС-30 ожидается обсуждение новых целевых показателей сокращения выбросов парниковых газов, климатического финансирования для развивающихся стран и мер по адаптации к изменению климата. Отмечена необходимость объединения усилий в борьбе с изменением климата и адаптации в рамках Конвенции ООН о биологическом разнообразии и Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием. О чем удалось договориться мировым лидерам в Бразилии? Какова роль науки в климатической повестке? Какова роль России в достижении целей Парижского соглашения?
Свернуть toggle-up
Инициативы Десятилетия науки и технологий: энергия поколений Популяризация науки. Где результат?
В Десятилетие науки и технологий в России стоит задача популяризации науки. Каковы первые итоги этой работы? Как измерить результат? Что нужно исправить?...
В Десятилетие науки и технологий в России стоит задача популяризации науки. Каковы первые итоги этой работы? Как измерить результат? Что нужно исправить?
Свернуть toggle-up
Инициативы Десятилетия науки и технологий: энергия поколений При поддержке АО «Т-Банк» Вложить нельзя отложить: наука как ключевой актив бизнеса
В эпоху стремительных технологических изменений бизнес перестал быть лишь потребителем науки: сегодня компании всех отраслей активно стремятся стать не просто пользователями, а создателями новых знаний и инновационных технологий. Однако все еще ос...
В эпоху стремительных технологических изменений бизнес перестал быть лишь потребителем науки: сегодня компании всех отраслей активно стремятся стать не просто пользователями, а создателями новых знаний и инновационных технологий. Однако все еще остается вопрос: как высокотехнологичным компаниям перейти из статуса пользователей науки в статус драйверов фундаментальных разработок? Как изменить стратегии и организационные модели бизнеса, чтобы развивать научные исследования и прикладные инновации? Сессия сфокусирована на том, как уже сегодня компании трансформируют науку, создавая новые форматы партнерства с академическими институтами, развивая собственные R&D-подразделения и продвигая научный потенциал в деловую практику. Рассмотрим, какие механизмы и подходы способствуют преодолению сложностей на пути к становлению бизнеса полноправным генератором науки, способным влиять на фундаментальные открытия и формировать долгосрочные технологические тренды. Как компании могут перейти от потребления научных исследований к активному созданию фундаментальных разработок? Какие изменения в бизнес-стратегиях и организационных моделях необходимы для развития наукоемкой деятельности? Какие ключевые барьеры мешают бизнесу стать драйвером научного прогресса? Как интегрировать научный потенциал компаний в реальные инновационные продукты и услуги? Какие долгосрочные технологические тренды формирует наукоемкий бизнес сегодня? Как оценить вклад бизнеса в научный прогресс и какие метрики демонстрируют эффективность научно-инновационной работы компаний? Как ученым выбирать направления для развития науки в условиях растущей роли бизнеса? Могут ли компании закрыть все научные потребности и определить приоритеты исследований?
Свернуть toggle-up
Большие вызовы: импульс развития Гуманизация животных: современные тенденции тестирования биопрепаратов
В последние годы арсенал современной медицины пополнился многочисленными иммунотерапевтическими препаратами и высокотехнологичными лекарствами, созданными с применением новейших генно-инженерных и клеточных технологий, что открыло новую эру в тера...
В последние годы арсенал современной медицины пополнился многочисленными иммунотерапевтическими препаратами и высокотехнологичными лекарствами, созданными с применением новейших генно-инженерных и клеточных технологий, что открыло новую эру в терапии ранее неизлечимых заболеваний человека. Это стало возможным в том числе благодаря открытию способов модификации генома животных и созданию приближенных к реальным механизмам патогенеза моделей болезней человека. Одной из основ для развития этой области биомедицины является так называемая гуманизация (очеловечивание) лабораторных животных, в основном мышей, когда конкретные гены и целые популяции клеток замещаются генами или клетками человека. Гуманизация животных позволяет улучшить моделирование механизмов патогенеза заболеваний человека, а также тестировать in vivo действие передовых технологий и инновационных лекарств, требующих видовой специфичности тех или иных генов и клеток. Для чего необходимы гуманизированные модели заболеваний человека? Почему использующиеся ранее модели на лабораторных животных не годятся для создания передовых стратегий лечения? Как выглядит процесс гуманизации лабораторных животных, новые способы геномного редактирования?
Свернуть toggle-up
Инициативы Десятилетия науки и технологий: энергия поколений День человека будущего
Как будет устроен мир, повседневность, работа и жизнь исследователя будущего через 30, 50, 100 лет? Какие прорывы перевернут наши представления о возможном? Какие открытия завтрашнего дня полностью поменяют будни обычного человека?...
Как будет устроен мир, повседневность, работа и жизнь исследователя будущего через 30, 50, 100 лет? Какие прорывы перевернут наши представления о возможном? Какие открытия завтрашнего дня полностью поменяют будни обычного человека?
Свернуть toggle-up
Большие вызовы: импульс развития Аналитика будущего: искусственный интеллект в прогнозировании рисков и источников чрезвычайных ситуаций
В целях развития взаимодействия в области предупреждения и прогнозирования чрезвычайных ситуаций необходимо привлекать научную общественность к открытому диалогу и обсуждению проблем обработки информации. Важно находить точки соприкосновения для д...
В целях развития взаимодействия в области предупреждения и прогнозирования чрезвычайных ситуаций необходимо привлекать научную общественность к открытому диалогу и обсуждению проблем обработки информации. Важно находить точки соприкосновения для дальнейшего сотрудничества. Ключевым аспектом является формирование единого понимания процессов, связанных с технологиями применения искусственного интеллекта в деятельности МЧС России. Также требуется выработка перспективных направлений, исходя из потребностей обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций, формирования научной повестки и создание коллабораций. Как сформировать и согласовать научную повестку прогнозирования чрезвычайных ситуаций, учитывающую потребности МЧС России и потенциал искусственного интеллекта? Какие данные необходимы для эффективного прогнозирования чрезвычайных ситуаций с использованием ИИ и как обеспечить их доступность, качество и безопасное использование? Какие шаги необходимы для интеграции результатов прогнозирования чрезвычайных ситуаций на основе ИИ в деятельность МЧС России, включая кадровое обеспечение, обучение и изменение регламентов?
Свернуть toggle-up
Большие вызовы: импульс развития При поддержке Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» От первой АЭС в России к глобальному технологическому лидерству
Атомный проект с момента своего зарождения олицетворял собой не только технологический прорыв, но и формирование принципиально нового взгляда на будущее. От первой АЭС до современных энергокомплексов глобального масштаба – каждый шаг расширял гран...
Атомный проект с момента своего зарождения олицетворял собой не только технологический прорыв, но и формирование принципиально нового взгляда на будущее. От первой АЭС до современных энергокомплексов глобального масштаба – каждый шаг расширял границы возможного, закладывая основы нового технологического уклада. Сегодня атомные технологии демонстрируют свою ключевую роль не только в чистой энергетике, но и как катализатор прорывов в самых разных сферах – от медицины и космоса до квантовых вычислений и создания новых материалов с заданными свойствами. Это надежная основа для технологического суверенитета государств и платформа для международной кооперации, устремленной в будущее. Как достижения атомной отрасли от первой АЭС до масштабных технологических комплексов обеспечивают энергетическую независимость и технологический суверенитет государств? Какие прорывные технологии формируют контуры нового технологического уклада? Как масштабные технологические проекты меняют научное мировоззрение и открывают новые горизонты для молодого поколения? Какие принципы международного сотрудничества необходимы для воплощения мечты о новой технологической эре человечества?
Свернуть toggle-up
Большие вызовы: импульс развития Иммунобиология будущего: от молекул к интегративным системам
Современная иммунобиология – это стремительно развивающееся направление науки, которое использует самые передовые методы молекулярной биологии, биофизики, современной генетики, кибернетики, математики и других наук. Сейчас происходит переход от из...
Современная иммунобиология – это стремительно развивающееся направление науки, которое использует самые передовые методы молекулярной биологии, биофизики, современной генетики, кибернетики, математики и других наук. Сейчас происходит переход от изучения отдельных молекул и клеток к пониманию иммунной системы как сложной, динамичной, единой системы, интегрированной в организм. Прорывы происходят на стыке множества дисциплин, а революция в лечении болезней возможна только при системном подходе. Как в этом помогают передовые «омиксные» технологии (геномика, протеомика, single-cell) ? Как иммунитет связан с нервной, эндокринной системами и микробиотой, определяя не только состояние здоровья, но и течение болезней? Какие новые методы диагностики и терапии внедряются сейчас и ожидают нас в ближайшем будущем: персонализированная иммунотерапия, диагностика по иммунному «отпечатку», лечение путем системного взаимодействия? Что необходимо для преодоления разрыва между практической наукой и непосредственным внедрением? Какую роль играет бизнес в процессе трансляции передовых достижений в области иммунобиологии?
Свернуть toggle-up
Потенциал будущего: кадры, инструменты и инфраструктура Донбасс и Новороссия: в партнерстве к прогрессу
В феврале 2023 года Президент России подписал закон об интеграции новых регионов в образовательную сферу страны. За это время научные и образовательные учреждения исторических территорий не только перешли на российские стандарты, но и стали активн...
В феврале 2023 года Президент России подписал закон об интеграции новых регионов в образовательную сферу страны. За это время научные и образовательные учреждения исторических территорий не только перешли на российские стандарты, но и стали активными партнерами в реализации совместных научных проектов. Созданы современные лаборатории, инжиниринговые центры, новые направления подготовки, а также многие университеты стали полноправными участниками федеральных конкурсов и инициатив. Сегодня новые регионы демонстрируют готовность к открытому диалогу, обмену опытом и выстраиванию долгосрочного сотрудничества с российским научно-образовательным сообществом. Какие достижения в науке и образовании новых субъектов стали возможны благодаря интеграции? Как совместные проекты укрепляют роль молодежи в инновационном развитии? Какие трудности остаются и как их можно преодолеть через партнерство? Какие примеры успешного взаимодействия университетов и НИИ новых регионов с федеральными центрами можно выделить? Каковы стратегии и планы развития на ближайшие десять лет в логике совместного движения вперед?
Свернуть toggle-up
Потенциал будущего: кадры, инструменты и инфраструктура Студенческое конструкторское бюро как отправная точка национального технологического суверенитета
Студенческие конструкторские бюро – это уникальные экосистемы, где рождаются не только инновационные продукты, но и новое поколение инженеров, технологических предпринимателей и ученых. Как трансформировать энергию и талант студентов в конкретные ...
Студенческие конструкторские бюро – это уникальные экосистемы, где рождаются не только инновационные продукты, но и новое поколение инженеров, технологических предпринимателей и ученых. Как трансформировать энергию и талант студентов в конкретные результаты, укрепляющие технологический суверенитет страны?
Свернуть toggle-up
Инициативы Десятилетия науки и технологий: энергия поколений Эскизы будущего. Сценарии прогресса в представлении ученых, креативных индустрий и общества
Проектирование будущего становится все более вариативным и сталкивается с противоречивыми сценариями: одни тревожны и апокалиптичны, другие наполнены оптимизмом и верой в прогресс, третьи допускают многовекторное развитие. Современная культура, вк...
Проектирование будущего становится все более вариативным и сталкивается с противоречивыми сценариями: одни тревожны и апокалиптичны, другие наполнены оптимизмом и верой в прогресс, третьи допускают многовекторное развитие. Современная культура, включая кинематограф, литературу, медиа, все чаще формирует восприятие технологий через призму риска и неопределенности, усиливая общественные опасения перед прогрессом. В этом контексте возникает вопрос: какие сценарии будущего доминируют сегодня в науке, культуре и медиа? Как достижения в области ИИ, биохимии, генетике, медицине способны трансформировать человека, общественные институты и культурные практики? Насколько искусство способно вдохновлять науку, а научные открытия – становиться источником креативных решений? Какие ключевые вызовы стоят перед человеком будущего и как их отражение в науке и искусстве может одновременно предупреждать, вдохновлять и расширять горизонты возможного?
Свернуть toggle-up
Большие вызовы: импульс развития Ocean Tech в России: от ресурсов к технологическому лидерству в Мировом океане
Развитие российской экономики невозможно без выхода к новым источникам роста – таким, которые одновременно отвечают глобальным вызовам, опираются на уникальные территориальные преимущества и создают задел для технологического лидерства страны. Одн...
Развитие российской экономики невозможно без выхода к новым источникам роста – таким, которые одновременно отвечают глобальным вызовам, опираются на уникальные территориальные преимущества и создают задел для технологического лидерства страны. Одним из таких стратегических направлений становится экономика океана – широкая совокупность отраслей и технологий, связанных с устойчивым освоением морского пространства. По оценкам ОЭСР, вклад экономики океана в глобальный ВВП может удвоиться к 2030 году, достигнув 3 трлн долл. Для России, с ее самой длинной береговой линией в мире, богатейшими биоресурсами и мощным научным наследием, этот тренд открывает историческое окно возможностей. Но на сегодняшний день российский Ocean Tech не сформировался как единая отрасль и представляет собой набор разрозненных проектов. Сессия станет ключевой площадкой для запуска национальной дискуссии о становлении экономики океана как новой точки роста. Впервые будут публично представлены результаты уникального аналитического отчета «Ocean Tech в России – 2025: предпосылки, реальность и перспективы». Как России перейти от сырьевой модели освоения океана к технологической? Как сформировать конкурентоспособную экосистему, объединяющую науку, бизнес, государство и инвестиции, и закрепить за собой статус одного из мировых хабов в области устойчивых морских технологий?
Свернуть toggle-up
Открытый диалог / Инициативы Десятилетия науки и технологий: энергия поколений Союз науки и искусства: новая эстетика научного знания
В современном искусстве художники используют научные данные для создания инсталляций, режиссеры снимают фильмы о научных экспедициях, а дизайнеры работают на пересечении когнитивной науки и визуальных решений. В свою очередь, искусство приносит по...
В современном искусстве художники используют научные данные для создания инсталляций, режиссеры снимают фильмы о научных экспедициях, а дизайнеры работают на пересечении когнитивной науки и визуальных решений. В свою очередь, искусство приносит пользу и науке: демонстрирует эстетику научного эксперимента, объясняет сложные концепции и пробуждает интерес к исследованиям. Какова связь искусства с наукой, находящая отражение в художественных и музыкальных произведениях?
Свернуть toggle-up
Презентация экспертного доклада / Потенциал будущего: кадры, инструменты и инфраструктура Школьное образование: от репетитора к ученым
В последние годы в России многое сделано для развития науки и инженерии: усиление имиджа науки, создание лабораторий, формирование возможностей для притока и удержания молодых специалистов в науке. Вместе с тем проблема низкого уровня школьной под...
В последние годы в России многое сделано для развития науки и инженерии: усиление имиджа науки, создание лабораторий, формирование возможностей для притока и удержания молодых специалистов в науке. Вместе с тем проблема низкого уровня школьной подготовки по естественно-научным предметам, особенно по физике и математике, остается острой. Этот фактор является одним из ключевых барьеров для развития российской науки. В рамках экспертного доклада ключевые участники сферы образования и науки представят решения для повышения уровня подготовки по математике, физике и другим естественно-научным предметам в средней школе, создания качественной основы для научного и инновационного рывка. Как можно охарактеризовать уровень подготовки абитуриентов? Какие барьеры препятствуют повышению уровня подготовки по техническим специальностям, как их преодолеть? Какие инновационные решения могут оказать наибольший эффект на повышение уровня подготовки абитуриентов по техническим специальностям? Какие инструменты возможно проектировать и использовать для повышения качества общего образования? Как выглядит оптимальная модель мотивации и подготовки молодежи к построению научного карьерного трека? Какие меры поддержки со стороны государства необходимы для обеспечения повышения качества математической и естественно-научной подготовки в средней школе?
Свернуть toggle-up
Потенциал будущего: кадры, инструменты и инфраструктура Карьера в ОПК: мифы и реальность
С 2022 года приток молодых кадров на промышленные предприятия кратно вырос. Программы государственной поддержки подготовки кадров для промышленности интенсивно внедряются, а высшая школа активно адаптирует подготовку студентов в интересах индустри...
С 2022 года приток молодых кадров на промышленные предприятия кратно вырос. Программы государственной поддержки подготовки кадров для промышленности интенсивно внедряются, а высшая школа активно адаптирует подготовку студентов в интересах индустрии, вспоминая, что все новые проекты произрастают из хорошо забытого опыта. При этом как никогда обострился вопрос карьерного планирования молодых инженерных кадров. Как построить успешную карьеру на промышленном предприятии в условиях текущей неопределенности? Есть ли системные решения, которые помогут молодым инженерам и ученым планомерно выйти на максимальный уровень профессиональной эффективности и принести пользу России или их удел – перманентные скитания по рынку труда в поисках лучшей доли в моменте времени?
Свернуть toggle-up
Инициативы Десятилетия науки и технологий: энергия поколений Конструирование будущего: от научных проектов к визуальным образам
Трансформация научных и исследовательских проектов в визуальные, культурные и коммуникационные образы будущего позволяет формировать общественные представления о ценностных ориентирах и стратегических приоритетах развития страны. Методологические ...
Трансформация научных и исследовательских проектов в визуальные, культурные и коммуникационные образы будущего позволяет формировать общественные представления о ценностных ориентирах и стратегических приоритетах развития страны. Методологические подходы эволюционируют от научного прогнозирования к культурно-визуальной репрезентации, где опыт визуализации будущего проявляется в разных сферах – от науки и искусства до культуры и медиа. Символы, метафоры, нарративы и образы играют ключевую роль в формировании общественных представлений о завтрашнем дне, вдохновляя и ориентируя общество. Потенциал междисциплинарного взаимодействия ученых, писателей, дизайнеров и медиаэкспертов позволяет создавать комплексные, многогранные образы будущего, а для их реализации необходимы предложения по развитию институтов и механизмов, которые сделают визуализацию научных и технологических идей доступной и понятной для широкой публики. Как научные проекты и футурологические сценарии могут превращаться в образы будущего, понятные и близкие широкой аудитории? Какова роль визуальной культуры в конструировании образов будущего и как использовать современные технологии для визуализации научных идей? Как выработать стратегии институциональной поддержки подобных проектов?
Свернуть toggle-up
Инициативы Десятилетия науки и технологий: энергия поколений Инвестиции в будущее: как индустриальные партнеры поддерживают студенческие научные общества
Современные СНО уже давно не локальная закрытая структура. Сегодня студенческие научные общества активно сотрудничают с бизнес-структурами, что способствует развитию инноваций, коммерциализации научных разработок и повышению конкурентоспособности ...
Современные СНО уже давно не локальная закрытая структура. Сегодня студенческие научные общества активно сотрудничают с бизнес-структурами, что способствует развитию инноваций, коммерциализации научных разработок и повышению конкурентоспособности молодых ученых на рынке труда. Как построить эффективное взаимодействие между СНО и индустриальными партнерами? Какие инструменты и платформы могут облегчить поиск партнеров и реализацию совместных проектов? Как повысить заинтересованность бизнеса в студенческих научных разработках? Какие барьеры существуют на пути сотрудничества и как их преодолеть?
Свернуть toggle-up
Потенциал будущего: кадры, инструменты и инфраструктура Тени AGI в науке и образовании
Мы привыкли говорить об ИИ как об инструменте. За последний год системы с расширенными reasoning-способностями, автономные AI-агенты и мультимодальные ассистенты демонстрируют нечто большее: они выстраивают цепочки рассуждений, инициируют действия...
Мы привыкли говорить об ИИ как об инструменте. За последний год системы с расширенными reasoning-способностями, автономные AI-агенты и мультимодальные ассистенты демонстрируют нечто большее: они выстраивают цепочки рассуждений, инициируют действия, адаптируют правила работы и взаимодействуют друг с другом вне прямого человеческого контроля. Образовательная среда оказалась одной из первых, где эта трансформация стала осязаемой. Нейроассистенты перестали быть пассивными помощниками: они становятся соавторами исследования, предлагают интерпретации, корректируют логику аргументации. Возникает фундаментальный вопрос: если ИИ действует как актор, как это перестраивает триаду «преподаватель – студент – знание»? Где проходит граница между инструментом и субъектом? Какова природа этой новой субъектности? Как должна измениться модель работы исследователя и преподавателя, когда часть интеллектуальной деятельности делегирована AI-агенту? Находимся ли мы в преддверии AGI или уже живем в его тени? Какие компетенции останутся исключительно человеческими? Как сохранить «учебное преодоление», если исчезает запрос на освоение конкретных навыков?
Свернуть toggle-up
Инициативы Десятилетия науки и технологий: энергия поколений Наука для всех
Осенью 2025 года вышел третий сезон научно-познавательного шоу «Наука для всех», которое было успешно запущено в 2023 году в рамках Десятилетия науки и технологий. Это уникальный проект, который ставит своей целью не только популяризацию науки, но...
Осенью 2025 года вышел третий сезон научно-познавательного шоу «Наука для всех», которое было успешно запущено в 2023 году в рамках Десятилетия науки и технологий. Это уникальный проект, который ставит своей целью не только популяризацию науки, но и профессии и образа молодого российского ученого. Шоу предлагает увлекательные факты, теории и эксперименты, которые делают сложные научные концепции доступными и понятными для широкой аудитории. Для этого за одним столом собираются ведущие российские ученые, а также популярные артисты и блогеры. В рамках Конгресса молодых ученых пройдет запись нового спецвыпуска шоу, где зрителями станут участники Конгресса. Как можно сделать сложный разговор о науке доступным и ярким в рамках развлекательного формата?
Свернуть toggle-up
Инициативы Десятилетия науки и технологий: энергия поколений Инициативы Десятилетия науки и технологий для детей: от технического творчества в системе дополнительного образования до вовлечения детей в научные исследования
Популяризация математики, физики и других естественных и точных наук среди детей – актуальная задача для развития науки и технологий в стране, которая требует нестандартного подхода. Нужно показывать, что эти науки – это не просто набор правил, фо...
Популяризация математики, физики и других естественных и точных наук среди детей – актуальная задача для развития науки и технологий в стране, которая требует нестандартного подхода. Нужно показывать, что эти науки – это не просто набор правил, формул, задач, а инструмент для познания и исследования мира. Поэтому важно находить интересные решения для привития интереса к математике, физике, химии, конструированию и реализации сложных технических систем в системе образования: от интересных уроков в школе до увлекательных занятий и событий в системе дополнительного образования. Необходимо обсудить вопросы работы с детьми в области математики, физики и других предметов, вовлечения детей в научно-техническое творчество с привлечением партнеров из числа научных организаций, молодых исследователей и ученых, детских и молодежных общественных объединений для усиления работы на оснащенных современным оборудованием образовательных объектах (детские технопарки «Кванториум», центры «IT-куб», центры «Дом научной коллаборации», центры «Точка роста» и другие). Как молодые ученые могут быть привлечены для работы с детьми на площадках детского технического и научного творчества? Какие практики вовлечения детей в изучение математики и физики существуют сегодня? Какие возможности дают объекты, созданные в рамках нацпроекта «Образование», для поддержки инициатив Десятилетия науки и технологий, в частности для практической работы молодых ученых с детьми? Какие ресурсы системы образования, науки, общественных объединений (в частности, «Движения первых») можно привлекать для массового вовлечения детей в научные исследования и проекты?
Свернуть toggle-up
Большие вызовы: импульс развития Российская наука в духовно-нравственном воспитании молодежи
Наука выступает ключевым элементом формирования национальной идентичности и гражданского самосознания. Ее популяризация выполняет две важнейшие функции: формирует образ будущего технологического развития страны в сознании молодого поколения и укре...
Наука выступает ключевым элементом формирования национальной идентичности и гражданского самосознания. Ее популяризация выполняет две важнейшие функции: формирует образ будущего технологического развития страны в сознании молодого поколения и укрепляет ценностные ориентиры, связанные с вкладом в развитие общества. В обновленной Стратегии научно-технологического развития подчеркивается особая роль социогуманитарных наук – «синтетических научных дисциплин», способных давать ответы на большие вызовы, стоящие перед российским обществом. Параллельно этому указ Президента Российской Федерации № 809 задает ценностный контекст для всей просветительской работы, в том числе в высшей школе. Это напрямую влияет на мировоззрение студентов и молодых исследователей, формируя их как ответственных граждан. Интеграция знаний о роли, истории и возможностях науки в образовательные программы способствует укреплению гражданской идентичности через призму созидания и технологического суверенитета. Такой подход формирует мировоззрение, построенное на связи личного успеха с развитием страны. Когда студент понимает, что, становясь ученым или инженером, он продолжает дело великих предшественников и вносит вклад в безопасность и процветание России, его профессиональный выбор наполняется глубоким гражданским смыслом. Работа на благо страны начинает восприниматься не как долг, а как привилегия и путь к самореализации. Таким образом, интеграция истории и философии науки в образование – это стратегическая инвестиция в гражданское самосознание молодежи, которая видит себя не наблюдателями, а активными созидателями технологического будущего России. Как наука и научные достижения формируют и укрепляют национальный культурно-исторический код страны? Какие методы и инструменты наиболее эффективно способствуют сохранению исторической памяти о российских и советских научных достижениях? Как использование имен, символов и памятных дат отечественной науки может способствовать вовлечению молодежи в патриотическое и научное воспитание?
Свернуть toggle-up
Потенциал будущего: кадры, инструменты и инфраструктура Отраслевые сообщества: что объединяет профессионалов
Развитие профессиональных сообществ позволяет формировать устойчивые горизонтальные связи и усиливать профессиональную идентичность через такие практические инструменты, как менторство, сетевые проекты, цифровые платформы. Важен обмен кейсами межо...
Развитие профессиональных сообществ позволяет формировать устойчивые горизонтальные связи и усиливать профессиональную идентичность через такие практические инструменты, как менторство, сетевые проекты, цифровые платформы. Важен обмен кейсами межотраслевого взаимодействия, обсуждение институциональной поддержки от государства, университетов и бизнеса. Цель – выработка практических рекомендаций и идей для дальнейшей интеграции и развития профессиональных сообществ. Как наиболее эффективно масштабировать успешные модели межотраслевого взаимодействия? Какие конкретные меры институциональной поддержки необходимы для устойчивого развития профессиональных сообществ?
Свернуть toggle-up
«Открытая программа» Конгресса молодых ученых
Свернуть toggle-up
Лекция / Наука заряжает: лекции ведущих ученых Энергосберегающая элементная база современной микро- и наноэлектроники
Свернуть toggle-up
Лекция / Наука заряжает: лекции ведущих ученых Настоящее и будущее металл-ионных аккумуляторов
Свернуть toggle-up
Лекция / Наука заряжает: лекции ведущих ученых Трансплантация органов: векторы научного поиска, прорывные технологии, перспективы развития
Свернуть toggle-up
Лекция / Наука заряжает: лекции ведущих ученых Биофотоника – наука будущего: инновационные подходы к решению проблем биомедицинской визуализации и фототерапии
Свернуть toggle-up
Школа РНФ Вопрос – ответ: все о грантах РНФ
Здесь вы сможете обсудить все насущные вопросы, которые волнуют грантополучателей Фонда, и предложить свои идеи по улучшению системы грантовой поддержки науки....
Здесь вы сможете обсудить все насущные вопросы, которые волнуют грантополучателей Фонда, и предложить свои идеи по улучшению системы грантовой поддержки науки.
Свернуть toggle-up
Школа РНФ Научный баланс: исследование, грант, график, команда
Научный проект становится успешным только благодаря комплексному подходу к его реализации. Нужны ли молодым ученым управленческие навыки и как эти знания могут повлиять на успех исследований и проектов? Какие компетенции важны для лидера научной к...
Научный проект становится успешным только благодаря комплексному подходу к его реализации. Нужны ли молодым ученым управленческие навыки и как эти знания могут повлиять на успех исследований и проектов? Какие компетенции важны для лидера научной команды? Как стать наставником для начинающих коллег в своей организации?
Свернуть toggle-up
Деловая игра / Школа РНФ Ставка на грант
Специальная интерактивная сессия, где каждый участник примерит на себя две профессиональные роли: и исследователя, и эксперта РНФ. Команды будут не только разрабатывать собственные проекты для подачи на грант, но и оценивать проекты других участни...
Специальная интерактивная сессия, где каждый участник примерит на себя две профессиональные роли: и исследователя, и эксперта РНФ. Команды будут не только разрабатывать собственные проекты для подачи на грант, но и оценивать проекты других участников через призму реальных критериев Фонда. Каждая команда получит индивидуальный кейс с проектной заявкой для анализа и защиты. Этот формат позволяет понять логику экспертной оценки, научиться видеть сильные и слабые стороны заявок и получить ценные навыки для успешного прохождения конкурсного отбора.
Свернуть toggle-up