Деловая программа 2025

28 ноября
Потенциал будущего: кадры, инструменты и инфраструктура Врач в эпоху быстрых изменений: компетенции и дополнительное образование для адаптации к новым вызовам
Медицинская практика развивается быстрее, чем когда-либо: новые технологии, цифровые инструменты, искусственный интеллект и организационные модели здравоохранения меняют требования к врачу. В таких условиях дополнительное образование становится не...
Медицинская практика развивается быстрее, чем когда-либо: новые технологии, цифровые инструменты, искусственный интеллект и организационные модели здравоохранения меняют требования к врачу. В таких условиях дополнительное образование становится не просто средством повышения квалификации, а ключевым инструментом быстрой адаптации специалиста к изменяющейся реальности. Какие компетенции становятся критически важными для врача будущего? Как построить систему непрерывного обучения, которая соединяет образование, науку и практику? Какую роль в этом играет дополнительное образование? Как правильно сочетать профессиональные навыки и универсальные компетенции, обеспечивающие устойчивость и эффективность специалиста в условиях быстрых изменений?
Свернуть toggle-up
Большие вызовы: импульс развития От химической науки к химическим технологиям: как ученому заработать, решая важные для страны задачи
В России стартовал национальный проект «Новые материалы и химия», призванный обеспечить технологическую независимость и лидерство нашей страны в этой важнейшей области. Лекарства, топливо, стройматериалы, микроэлектроника – все это не существует б...
В России стартовал национальный проект «Новые материалы и химия», призванный обеспечить технологическую независимость и лидерство нашей страны в этой важнейшей области. Лекарства, топливо, стройматериалы, микроэлектроника – все это не существует без химпрома. Но еще до запуска этого нацпроекта в России появились и выросли сильные команды специалистов-химиков, которые освоили гибридный формат работы: они стали мостиками между фундаментальной и прикладной наукой, восполнив недостающие прикладные НИИ, в значительной степени исчезнувшие после распада СССР. Сегодня в них заинтересованы и бизнес, и государство. Каковы истории успеха этих команд? Что из их опыта можно и нужно распространять и масштабировать? Чего они ждут от других коллег и от государства и, наоборот, чего хотят от них?
Свернуть toggle-up
Большие вызовы: импульс развития Формула красоты: прорыв российской науки в парфюмерии и косметике
Почти каждая российская сумка сегодня становится своеобразной витриной передовой отечественной науки, демонстрируя ее достижения в сфере парфюмерии и косметологии. За каждым тюбиком и флаконом стоит труд ученых, исследователей и технологов, которы...
Почти каждая российская сумка сегодня становится своеобразной витриной передовой отечественной науки, демонстрируя ее достижения в сфере парфюмерии и косметологии. За каждым тюбиком и флаконом стоит труд ученых, исследователей и технологов, которые за последние несколько лет добились больших успехов и создают продукты мирового уровня, не только улучшающие нашу внешность, но и способствующие нашему здоровью и благополучию. Благодаря химической промышленности российская индустрия красоты не только преодолела вызовы, но и обрела новую идентичность и мощный импульс развития. Какие передовые научные исследования проводят российские компании в области косметологии и парфюмерии? Как российские биотехнологии создают уникальные активы для косметики? Как изменилась отрасль химпрома в области косметики и парфюмерии за последнее время? Как национальный проект «Новые материалы и химия» помогает промышленности и индустрии красоты?
Свернуть toggle-up
Поля взаимодействия: международное сотрудничество Россия-Африка: возможности прикладных научных проектов
Саммиты, Экономический и гуманитарный форум Россия-Африка придают большой импульс российско-африканскому сотрудничеству. Особую актуальность для обеих сторон представляет проведение совместных научных исследований, реализация программ обмена специ...
Саммиты, Экономический и гуманитарный форум Россия-Африка придают большой импульс российско-африканскому сотрудничеству. Особую актуальность для обеих сторон представляет проведение совместных научных исследований, реализация программ обмена специалистами и практическое применение научных разработок, полученных в ходе реализации проектов с международным участием. Участники сессии обсудят ключевые тренды и вызовы, стоящие перед современной наукой, а также практические шаги по адаптации технологий и разработок для нужд России и стран Африки. Особое внимание будет уделено роли молодежи в развитии российско-африканского научного сотрудничества и конкретным механизмам содействия этому сотрудничеству, таким как: организация совместных молодежных научных форумов и программ, поддержка академической мобильности и стажировок, развитие координации между объединениями молодых ученых, поддержка совместных научных публикаций и исследований. Какие перспективные направления в сфере научно-исследовательских работ активно развиваются в России и Африке? Какие меры поддержки науки сегодня предлагают государство и международные институты развития? В каких сферах существуют возможности для реализации совместных научно-исследовательских проектов? Какие механизмы научной дипломатии наиболее эффективны для установления прочных связей между молодыми учеными России и Африки? Как Координационный совет может способствовать практической реализации совместных научных проектов?
Свернуть toggle-up
Инициативы Десятилетия науки и технологий: энергия поколений Сохранение и укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей: научное осмысление и государственная политика
Традиционные духовно-нравственные ценности представляют собой не только культурное наследие России, но и методологическое основание для научных исследований, определяющих векторы развития общества и государства. Научное осмысление этих ценностей п...
Традиционные духовно-нравственные ценности представляют собой не только культурное наследие России, но и методологическое основание для научных исследований, определяющих векторы развития общества и государства. Научное осмысление этих ценностей позволяет выявлять глубинные механизмы формирования гражданской идентичности, устойчивости социальной системы и воспитательного потенциала молодежной среды. Какова государственная политика по сохранению и укреплению духовно-нравственных ценностей? Какова роль системы образования, культуры и спорта в её реализации? Как осуществляется сопряжение научных подходов с практикой государственной политики, начиная от нормативного регулирования и образовательных стандартов и заканчивая культурными, спортивными и воспитательными инициативами?
Свернуть toggle-up
Потенциал будущего: кадры, инструменты и инфраструктура Научный и демографический потенциал студенческой семьи – фундамент будущего страны
Студенческая семья – уникальный социальный институт, объединяющий молодых людей, находящихся на этапе активного формирования профессиональных компетенций и личностного роста. Поддержка студенческих семей является приоритетом государственной демогр...
Студенческая семья – уникальный социальный институт, объединяющий молодых людей, находящихся на этапе активного формирования профессиональных компетенций и личностного роста. Поддержка студенческих семей является приоритетом государственной демографической политики, залогом устойчивого развития общества, обеспечивая преемственность научных традиций и духовно-нравственных ценностей. На заседании Совета при Президенте Российской Федерации по реализации государственной демографической и семейной политики Президент Российской Федерации В.В. Путин отдельно подчеркнул важность донастройки мер поддержки молодых, в том числе студенческих, семей. По словам главы государства, «совместными усилиями нужно прийти к тому, чтобы люди – прежде всего, конечно, молодые – искренне стремились обрести счастье материнства и счастье отцовства, реализоваться в воспитании детей и были бы уверены в том, что государство в нужный момент окажет поддержку, что называется, подставит плечо, сделает все необходимое, чтобы рождение детей не ухудшало качество жизни семьи, а, напротив, поднимало ее статус». Что требуется для успешной реализации творческого и исследовательского потенциала студенческих семей? Возможно ли успешное совмещение семейной жизни и воспитания детей с получением образования и научной карьерой? Как вузы и государство могут помочь в этом?
Свернуть toggle-up
Большие вызовы: импульс развития Развитие технологий реабилитационной сферы: вызовы и возможности
Современные технологии и механизмы реабилитации и социализации играют важную роль в создании инклюзивного пространства. Возможности универсального дизайна способствуют доступности и комфорту для всех пользователей. Необходимо определить наиболее п...
Современные технологии и механизмы реабилитации и социализации играют важную роль в создании инклюзивного пространства. Возможности универсального дизайна способствуют доступности и комфорту для всех пользователей. Необходимо определить наиболее перспективные направления решения вопросов в данной области, а также обменяться научными идеями и презентовать исследования молодых ученых для нахождения единомышленников и создания межотраслевых проектов в инклюзивной сфере. Экспертная оценка предлагаемых проектов и решений предоставляет возможность получить обратную связь для дальнейшего развития. Какие актуальные подходы к реабилитации могут быть применены на практике? Каковы современные механизмы интеграции и социализации, способствующие созданию доступной среды?
Свернуть toggle-up
Большие вызовы: импульс развития Критические технологии биотеха. Без чего мы не сможем создавать собственные решения мирового уровня
Основная технологическая гонка сегодня происходит в области повышения производительности. Этот тренд не обошел стороной и разработки в области биотехнологий. Мировые лидеры все чаще прибегают к высокоэффективным решениям, чтобы побеждать в мировой...
Основная технологическая гонка сегодня происходит в области повышения производительности. Этот тренд не обошел стороной и разработки в области биотехнологий. Мировые лидеры все чаще прибегают к высокоэффективным решениям, чтобы побеждать в мировой конкуренции. Все большее распространение получают и относительно новые форматы в ходе исследований, такие как проектирование живых систем, регуляторных контуров и метаболических процессов. Значительный прогресс достигнут благодаря появлению технологий высокопроизводительного синтеза нуклеиновых кислот, позволяющих одновременно создавать тысячи вариантов целевых генов. Наряду с решениями по автоматизации и интеграцией с искусственным интеллектом это привело к созданию полностью автоматизированных лабораторий. Россия – богатейшая природными ресурсами страна с развитым сельским хозяйством, обладающая огромной сырьевой базой для развития биотехнологий. Что необходимо для формирования собственных конкурентоспособных технологий?
Свернуть toggle-up
Потенциал будущего: кадры, инструменты и инфраструктура Управление талантами в университетах: возможности саморазвития для молодых ученых
Сегодняшняя трансформация рынка труда ученых и преподавателей в России сопровождается сменой поколений в научном мире: от корифеев XX века руководство академическими проектами переходит к молодым ученым, быстро осваивающим все новые и новые технол...
Сегодняшняя трансформация рынка труда ученых и преподавателей в России сопровождается сменой поколений в научном мире: от корифеев XX века руководство академическими проектами переходит к молодым ученым, быстро осваивающим все новые и новые технологии. С одной стороны, смена поколений увеличивает скорость изменений, с другой – дает возможность овладевать самыми новыми, фронтирными методами, а значит, ускоряет научно-технический прогресс. Эти изменения на рынке труда ученых приводят к серьезному вызову для университетов: как модернизировать университетскую среду и инструменты академического развития, чтобы молодые ученые эффективно подхватывали эстафету и развивали важнейшие научные проекты? Что сегодня важно для молодых ученых? Как геополитическая ситуация повлияла на предпочтения исследователей? Какие инструменты управления талантами наиболее востребованы в российских университетах? Как университет может эффективно поддержать ученых на их сложном пути в науку? И какие риски несет университет, не готовый активно трансформировать внутреннюю среду под новое поколение?
Свернуть toggle-up
Потенциал будущего: кадры, инструменты и инфраструктура От формулы до решения: наука и практика предупреждения чрезвычайных ситуаций
Необходимо привлечь внимание представителей практики и научного сообщества с целью организации открытого диалога и разработки конкретных механизмов трансфера знаний и технологий между МЧС России и системой высшего образования и науки. В рамках это...
Необходимо привлечь внимание представителей практики и научного сообщества с целью организации открытого диалога и разработки конкретных механизмов трансфера знаний и технологий между МЧС России и системой высшего образования и науки. В рамках этой работы требуется определить приоритетные направления совместных исследований, разработать механизмы защиты информационных систем, определить источники финансирования и сформировать модель подготовки кадров. Результатом должны стать первые договоренности по пилотным проектам и дорожная карта дальнейших действий. Как создать эффективную систему обмена задачами, данными и результатами между МЧС России, научными организациями и бизнесом для ускорения трансфера технологий и создания инновационных решений в области гражданской защиты? Какие образовательные программы и механизмы финансирования необходимы для подготовки специалистов в области прикладной науки в гражданской защите и обеспечения защиты интеллектуальной собственности при совместных проектах с МЧС России? Как оценивать и масштабировать прикладную ценность научных разработок для МЧС России, а также какие KPI использовать для оценки эффективности сотрудничества между образованием и практикой в долгосрочной перспективе?
Свернуть toggle-up
Большие вызовы: импульс развития Интеграция социально-гуманитарных и естественных наук: генетика – история – археология
Анализ древних геномов позволяет не только реконструировать миграции и демографические процессы, но и уточнять культурно-исторические модели, ранее основанные преимущественно на археологических и лингвистических данных. С помощью анализа древней Д...
Анализ древних геномов позволяет не только реконструировать миграции и демографические процессы, но и уточнять культурно-исторические модели, ранее основанные преимущественно на археологических и лингвистических данных. С помощью анализа древней ДНК стало возможным генетическое исследование исторических, археологических и музейных объектов. Развитие экспериментальных и биоинформатических методов анализа древней ДНК позволяет проводить сравнительные исследования генетического сходства и различий между отдельными индивидами и популяциями, относящимися к различным эпохам развития человечества. Это, в свою очередь, делает возможным реконструкцию цепочек родственных связей, выявление процессов смешения и прослеживание общности происхождения популяций. Особую актуальность приобретает интеграция биологических и гуманитарных подходов: соединение данных генетики с результатами биологической антропологии, истории, археологии и этнологии. Это создает возможность построения более точной и многомерной картины человеческого прошлого, где биологические данные дополняют культурно-исторический контекст. На стыке биологии, истории и археологии формируется новая научная дисциплина – историческая генетика, интегрирующая методы популяционной генетики и палеогеномики с гуманитарными исследованиями. Актуальным при этом является рассмотрение исторических гипотез и вопросов, которые ставят гуманитарные науки. Вопросы происхождения и формирования социумов, этносов и культур традиционно рассматривались в гуманитарных науках, однако включение данных исторической генетики открывает новые перспективы для их изучения. Каковы возможности и ограничения междисциплинарного синтеза при исследовании древних людей, народов и процессов этногенеза – от палеолита до Средневековья, включая период становления славянской и древнерусской общности?
Свернуть toggle-up
Лекция / Наука заряжает: лекции ведущих ученых Органическая химия азота для медицины и освоения космоса
Свернуть toggle-up
Лекция / Наука заряжает: лекции ведущих ученых Предсказание и объяснение новых химических явлений и веществ
Свернуть toggle-up
Инициативы Десятилетия науки и технологий: энергия поколений От грантов к проектам (и обратно): секреты успешных научно-популярных инициатив
Современная научная популяризация в России перестала быть просто «переводом с научного на человеческий» – она стала инструментом решения конкретных задач: привлечения талантов в науку, формирования технологического суверенитета, борьбы с лженаукой...
Современная научная популяризация в России перестала быть просто «переводом с научного на человеческий» – она стала инструментом решения конкретных задач: привлечения талантов в науку, формирования технологического суверенитета, борьбы с лженаукой, создания инновационной экосистемы. Ключевой вопрос этой трансформации – как превратить грантовую поддержку в устойчивый, масштабируемый проект, который найдет свою аудиторию и принесет реальную пользу. Важно рассмотреть весь цикл – от подачи заявки до реализации проектов, поддержанных Минобрнауки России, которые вдохновляют тысячи людей. Как получить не только теоретические знания, но и практические инструменты для реализации собственных инициатив?
Свернуть toggle-up
Потенциал будущего: кадры, инструменты и инфраструктура Успешный патент: практики успеха и модели интеграции науки и бизнеса
В процессе обсуждения ключевых аспектов эффективного внедрения инноваций участники поделятся своими достижениями, обменяются планами по продвижению собственных разработок и представят лучшие примеры успешной реализации инновационных проектов. Что ...
В процессе обсуждения ключевых аспектов эффективного внедрения инноваций участники поделятся своими достижениями, обменяются планами по продвижению собственных разработок и представят лучшие примеры успешной реализации инновационных проектов. Что необходимо для успеха коммерциализации инновационных разработок? В чем барьеры внедрения и пути их преодоления? Каковы подходы к формированию культуры инноваций внутри организаций и университетов? Какова роль государственных программ и частного инвестирования в поддержке молодых ученых и развитии инновационной инфраструктуры?
Свернуть toggle-up
Поля взаимодействия: международное сотрудничество Лингва франка 2.0: русский как язык науки, технологий и международного сотрудничества
Английский язык не первое столетие выступает общепризнанным «лингва франка» для дипломатической, деловой и академической коммуникации. Однако изменения в мировой политике и экономике ставят перед обществом вопрос: какое будущее ждет национальные я...
Английский язык не первое столетие выступает общепризнанным «лингва франка» для дипломатической, деловой и академической коммуникации. Однако изменения в мировой политике и экономике ставят перед обществом вопрос: какое будущее ждет национальные языки в формирующемся многополярном мире? В фокусе дискуссии – судьба русского языка, на котором уже говорят и договариваются свыше 255 млн человек, включая ученых, инженеров и технологических предпринимателей мирового уровня. Какую нишу уже занимает и может занять русский язык в меняющемся мире? Какие меры и инструменты нужны для продвижения русского языка как языка дипломатии и «мягкой силы», научно-образовательного и делового сотрудничества? Как использовать богатство русского языка?
Свернуть toggle-up
Большие вызовы: импульс развития Выходим из неолита. Агронетика – следующая эра сельского хозяйства
Развитие межотраслевых технологий, таких как ИТ, генетика, робототехника, беспилотные системы и др., создало мощный стимул для повышения производительности в агросекторе. Уже сегодня мы можем в разы сократить время селекции растений, проводить сба...
Развитие межотраслевых технологий, таких как ИТ, генетика, робототехника, беспилотные системы и др., создало мощный стимул для повышения производительности в агросекторе. Уже сегодня мы можем в разы сократить время селекции растений, проводить сбалансированную селекцию животных, создавать полностью автономные производственные процессы. В совокупности эти технологии позволяют перейти в следующую технологическую эру, в которой сельское хозяйство будет базироваться не на искусственном отборе и воспроизводстве лучших представителей того или иного вида, а на направленном проектировании и конструировании организмов с ценными признаками. При этом современная аграрная наука опирается на старые парадигмы, что, в свою очередь, обусловлено низким уровнем интеграции в нее современных межотраслевых компетенций. Талантливая молодежь же проявляет интерес к отраслям, где уровень такой интеграции более высокий. Агронетика – следующий этап развития аграрной науки и технологий, подготовка специалистов для которой, в контексте амбиций России стать мировым лидером генерации агротехнологий, – приоритетная задача. Как может выглядеть подготовка специалистов для агронетики? Как вузы могут способствовать созданию нового облика отечественного сельского хозяйства?
Свернуть toggle-up
Поля взаимодействия: международное сотрудничество Глобальная конкурентоспособность науки: как опередить время?
Одной из национальных целей Российской Федерации является обеспечение к 2030 году вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок. Стратегией научно-технологического развития Российской Феде...
Одной из национальных целей Российской Федерации является обеспечение к 2030 году вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок. Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации предусмотрено создание условий для конструктивного международного взаимодействия, способствующего привлечению к работе в России молодых исследователей, имеющих научные результаты высокого уровня, для сохранения идентичности и повышения эффективности российской науки за счет взаимовыгодного международного взаимодействия. В рамках системы стратегических документов предусмотрен набор проектов, направленных на технологический суверенитет, повышение конкурентоспособности сферы исследований и разработок, привлечение иностранных ученых к реализации научно-исследовательских проектов, создание новых международных исследовательских команд с такими странами, как Индия, Китай, Иран, Вьетнам, Малайзия, Монголия и др. Российский научный фонд регулярно проводит конкурсы совместно с зарубежными партнерами, а также конкурсы на проведение исследований научными группами под руководством молодых ученых. В рамках программы «Мегагранты» созданы и успешно функционируют 345 лабораторий и в 2024 году проведен первый конкурс по привлечению иностранных молодых ученых в исследования российских научных и образовательных организаций. С 2024 года Международная олимпиада Open Doors открыла новый трек постдоков, направленный на привлечение талантливых молодых иностранных исследователей с ученой степенью на позиции в научно-исследовательские проекты ведущих российских университетов. Как выбрать перспективные направления исследования? Как угадать тренды в науке? Как в науке складывается лидерство? Как оценить глобальную конкурентоспособность в науке? Как, учитывая личный опыт ученого/ опыт руководителя научного учреждения/ образовательной организации, быть на передовом рубеже науки и, получая эти знания, удерживаться во фронтире предметной области исследований?
Свернуть toggle-up
Большие вызовы: импульс развития Развитие фиджитал-движения в образовательных организациях высшего образования
В настоящий момент уделяется значительное внимание развитию инновационных видов спорта, спортивных технологий – в 2024 году распоряжением Правительства Российской Федерации утверждена Концепция развития фиджитал-движения в Российской Федерации до ...
В настоящий момент уделяется значительное внимание развитию инновационных видов спорта, спортивных технологий – в 2024 году распоряжением Правительства Российской Федерации утверждена Концепция развития фиджитал-движения в Российской Федерации до 2030 года. Согласно Концепции, фиджитал-движение направлено на удовлетворение потребностей современного общества в гармоничном развитии и ведении здорового образа жизни посредством развития, совершенствования и интеграции физической и цифровой активности человека. Одной из важных задач по развитию фиджитал-движения является организация образовательной, научно-исследовательской и просветительской деятельности. Также в рамках приоритетных направлений реализации Межотраслевой программы развития студенческого спорта на период до 2030 года обозначено в том числе: повышение инновационного и технологического потенциала системы студенческого спорта за счет развития и популяризации видов спорта «спортивное программирование», «гонки дронов (беспилотных воздушных судов)», «лазерный бой», «фиджитал-спорт (функционально-цифровой спорт)» и «компьютерный спорт» в образовательных организациях и их интеграции с другими видами спорта, формирование системы выявления и поддержки технологических проектов в области физического воспитания и студенческого спорта, разработки и внедрения инновационных технологий в организацию физкультурной и спортивной работы с обучающимися. Таким образом, образовательные организации высшего образования имеют возможность не только развивать спортивные инициативы, но и стать катализаторами культурных и технологических изменений с помощью физической культуры и спорта. Технологические инновации и инновационные виды спорта могут стать дополнительным импульсом для вовлечения молодежи в занятия физической культурой и спортом, но также могут стать основой для развития молодежного технологического предпринимательства в сфере физической культуры и спорта. Каковы ключевые технологические тренды в области физической культуры и спорта и как они влияют на систему высшего образования? Какова роль молодежи в развитии и популяризации фиджитал-технологий? Как организуется работа по созданию спортивных технологий в университете и кто является основными акцепторами этого процесса?
Свернуть toggle-up
Большие вызовы: импульс развития Научные баталии: химики 1.0
В мире науки, где каждый день рождаются новые открытия и теории, умение ясно и убедительно донести свои идеи становится неотъемлемой частью успеха. Молодые и маститые ученые соберутся вместе, чтобы не только обсудить насущные вопросы, стоящие пере...
В мире науки, где каждый день рождаются новые открытия и теории, умение ясно и убедительно донести свои идеи становится неотъемлемой частью успеха. Молодые и маститые ученые соберутся вместе, чтобы не только обсудить насущные вопросы, стоящие перед современной наукой, но и отточить навыки ведения дискуссии, обмена опытом и знаниями. Задача спикеров – кратко, но емко формулировать свои ответы, чтобы донести суть до аудитории, не увязнув в деталях. Аудитория узнает, как сохранять спокойствие и уверенность в себе, даже когда чувствуется давление; как удержаться в седле, не позволяя загнать себя в угол внезапными вопросами. Сессия пройдет в новом для КМУ игровом формате, аудитории предстоит сделать сложный выбор – определить победителя научных баталий!
Свернуть toggle-up
Инициативы Десятилетия науки и технологий: энергия поколений Ученый и учитель: как выстроить путь друг к другу
Ученый и учитель – однокоренные слова и общие задачи. Важно объединить усилия ученых и школьных учителей в решении вопросов естественно-научного образования и подготовки кадров для текущих приоритетных задач науки. Учителя на системном уровне явля...
Ученый и учитель – однокоренные слова и общие задачи. Важно объединить усилия ученых и школьных учителей в решении вопросов естественно-научного образования и подготовки кадров для текущих приоритетных задач науки. Учителя на системном уровне являются ретрансляторами знаний для сотен школьников. При этом только ученые являются источником наиболее современной научной информации и одновременно могут подать ее в простой и захватывающей форме, давая уникальный материал для школьных учителей. Что нужно сделать, чтобы данное взаимодействие было эффективным? Каким должно быть это общение? На что у школьных учителей есть сегодня запрос к науке? Как помочь школьному учителю заинтересовать своим предметом учеников? И как ученому найти будущего члена своей команды прямо со школьной скамьи?
Свернуть toggle-up
Инициативы Десятилетия науки и технологий: энергия поколений 12 злобных научных зрителей: оценим научно-популярный контент
В последние несколько лет на медиарынке сформировался новый тренд на создание научно-популярного контента. Кинокомпании, телеканалы и онлайн-платформы выпускают фильмы и сериалы. Только при поддержке АНО «Институт развития интернета» были созданы ...
В последние несколько лет на медиарынке сформировался новый тренд на создание научно-популярного контента. Кинокомпании, телеканалы и онлайн-платформы выпускают фильмы и сериалы. Только при поддержке АНО «Институт развития интернета» были созданы десятки разноформатных проектов о науке, которые собрали сотни миллионов просмотров. Важно продолжать наращивать темп и совместно со зрителями и представителями творческой индустрии создавать качественный научно-популярный контент. Вместе с участниками сессии мы оценим существующие проекты и подумаем над новыми форматами, которых не хватает в российском научпопе.

Просмотр тизеров разных научно-популярных шоу, программ, фильмов и игр («Вызов», «Атом», «Ректор», «Безумные изобретения», «Наука в шоке», «Наука для всех», «Пора по парам», «Мои университеты», «Задача трех тел», «Просто о сложном с Софико Шеварнадзе», мобильная игра «Ломоносов vs Зомби»), обратная связь от аудитории по итогам просмотра, анализ предпочтений молодых ученых и студентов, обсуждение предложений по созданию и развитию научно-популярного контента.
Свернуть toggle-up
Инициативы Десятилетия науки и технологий: энергия поколений Создание сети современных кампусов: результаты пилотного проекта по разработке продуктовых программ
Создание продуктовых программ кампусов включает в себя такие ключевые аспекты, как разработка целей, их согласование с национальными задачами, а также создание и настройка самих продуктов. При этом подчеркивается важность формирования моделей реги...
Создание продуктовых программ кампусов включает в себя такие ключевые аспекты, как разработка целей, их согласование с национальными задачами, а также создание и настройка самих продуктов. При этом подчеркивается важность формирования моделей региональной экспертизы, налаживания взаимодействия с целевыми аудиториями и планирования, что способствует обеспечению соответствия продуктов их логике. Как организовать поиск новых форм сотрудничества и вовлечение бизнеса в социальные и молодежные инициативы кампуса? Какова роль инфраструктуры кампуса в создании успешных продуктов? Как выстроить взаимодействие с индустриальными партнерами при разработке продуктов? Как сформировать востребованный на рынке портфель продуктов? Как организовать и реализовать региональную экспертизу продуктовых программ и продуктов?
Свернуть toggle-up
Инициативы Десятилетия науки и технологий: энергия поколений Игры как инструмент инженерного творчества: от цифрового мира к реальным технологиям
Современные видеоигры – гораздо больше, чем просто развлечение. Они стали полноценной площадкой для развития инженерных навыков, освоения технологий и коллективного творчества. Для нового поколения создание игр – не только способ самовыражения, но...
Современные видеоигры – гораздо больше, чем просто развлечение. Они стали полноценной площадкой для развития инженерных навыков, освоения технологий и коллективного творчества. Для нового поколения создание игр – не только способ самовыражения, но и возможность погрузиться в мир программирования, дизайна, физики и других дисциплин. Именно в этой сфере, на стыке искусства и науки, рождаются новые подходы к обучению и профессиональному развитию. Мы увидим, как видеоигры, особенно в многопользовательском формате, могут служить катализатором для формирования будущих инженеров. Как превратить увлечение в профессию? Можно ли использовать геймификацию для вовлечения молодежи в решение реальных инженерных задач? Как встраивать в игровой процесс образовательные элементы, не снижая при этом интереса аудитории? Как игровые технологии, в том числе симуляторы и VR/AR-среды, могут стать инструментом для обучения, командной работы и интеллектуального развития? Как российский геймдев может стать мощным каналом для привлечения молодых талантов в инженерную сферу, способствуя развитию технологического суверенитета? Как можно использовать механики многопользовательских игр для вовлечения школьников и студентов в решение реальных инженерных задач? Какие практики и кейсы уже существуют в России, где игры применяются для обучения и развития инженерных компетенций? Может ли гейм-дизайн, основанный на физических и инженерных принципах, стать отдельным образовательным направлением? Как создать образовательные игры, которые будут не только полезными, но и увлекательными? Как найти баланс между обучением и развлечением? Какую роль в этом процессе могут сыграть VR/AR-технологии и симуляторы? Как геймдев-сообщества и олимпиады могут служить моделью для выявления и развития будущих лидеров в инженерных и IT-сферах? Какая система поддержки нужна для создания полезных игр, которые помогают осваивать инженерные профессии?
Свернуть toggle-up
Поля взаимодействия: международное сотрудничество Орбита дружбы: космос как площадка для международной кооперации
Международное сотрудничество в освоении космоса открывает новые возможности для интеграции науки, технологий и образования. Одним из перспективных направлений становится создание и выведение на орбиту Земли малых научно-образовательных космических...
Международное сотрудничество в освоении космоса открывает новые возможности для интеграции науки, технологий и образования. Одним из перспективных направлений становится создание и выведение на орбиту Земли малых научно-образовательных космических аппаратов, обеспечивающих развитие цифровых сервисов для экономики и социальной сферы. Реализация подобных проектов требует объединения усилий исследовательских центров, вузов и технологических компаний разных стран. Каковы механизмы международного научно-технического взаимодействия и пути вовлечения молодых специалистов в развитие космических программ нового поколения? Как международные космические проекты способствуют развитию цифровых сервисов и интеграции вузовских научных разработок в экономику? Какие форматы международного сотрудничества университетов наиболее эффективны для подготовки кадров и реализации космических миссий? Как формируется экосистема международной кооперации, объединяющая научные исследования, промышленность и образование в космической сфере?
Свернуть toggle-up
Мастер-класс / Инициативы Десятилетия науки и технологий: энергия поколений Что думают продюсеры о науке и не только
Продюсеры телеканалов, онлайн-платформ и продакшенов, принимая решение о создании или приобретении контента, всегда ориентируются на целевую аудиторию и ее интересы. Любой «хит» создается на основе уникальных историй с яркими героями, в которой об...
Продюсеры телеканалов, онлайн-платформ и продакшенов, принимая решение о создании или приобретении контента, всегда ориентируются на целевую аудиторию и ее интересы. Любой «хит» создается на основе уникальных историй с яркими героями, в которой обязательно присутствует «движущая сила» – драматические или комедийные элементы, способные захватить внимание зрителя. Как принимаются решения, подходит ли контент для производства? Чем может быть полезен реальный фидбэк продюсеров онлайн-платформ, телеканалов, которые принимают решения о запуске проектов?
Свернуть toggle-up
Потенциал будущего: кадры, инструменты и инфраструктура Дизайн-исследование: как научные методы помогают создавать продукты будущего
Современные научные разработки часто останавливаются на этапе лабораторного прототипа. Причина в том, что не всегда понятен контекст применения и сценарии использования. Дизайн-исследование позволяет преодолеть этот разрыв. Оно опирается на научны...
Современные научные разработки часто останавливаются на этапе лабораторного прототипа. Причина в том, что не всегда понятен контекст применения и сценарии использования. Дизайн-исследование позволяет преодолеть этот разрыв. Оно опирается на научные методы – социологию, когнитивные науки, эргономику, аналитику данных – и помогает понять, как человек взаимодействует с технологией, какие барьеры мешают внедрению и какие продуктовые решения будут востребованы рынком. Как исследовательские методы помогают молодым ученым и инженерам проверить гипотезы, адаптировать разработки под реальные потребности пользователей и ускорить коммерциализацию научных результатов?
Свернуть toggle-up
Инициативы Десятилетия науки и технологий: энергия поколений Передавая эстафету: диалог лауреатов о будущем педагогической науки
Одной из ключевых целей Десятилетия науки и технологий в России является привлечение талантливой молодежи в сферу исследований и разработок. В контексте наук об образовании эта задача приобретает особое значение, так как именно от педагога-исследо...
Одной из ключевых целей Десятилетия науки и технологий в России является привлечение талантливой молодежи в сферу исследований и разработок. В контексте наук об образовании эта задача приобретает особое значение, так как именно от педагога-исследователя зависит научное и кадровое будущее страны. Как современному наставнику мотивировать ученика на научную деятельность в сфере образования? Какие инструменты и конкурсные механизмы (включая гранты, стипендии, проекты РАО и мероприятия Десятилетия науки и технологий) наиболее эффективны для вовлечения молодежи? В чем заключается формула успешного тандема «наставник – молодой ученый» и какова роль личности педагога в раскрытии исследовательского потенциала студента?
Свернуть toggle-up
Большие вызовы: импульс развития ДНК сквозь века: прошлое и будущее палеогенетики
Развитие палеогенетики в России открывает уникальные возможности для изучения истории человечества и древней фауны на огромной территории страны. Россия, с ее богатым археологическим наследием и разнообразием климатических зон, является настоящим ...
Развитие палеогенетики в России открывает уникальные возможности для изучения истории человечества и древней фауны на огромной территории страны. Россия, с ее богатым археологическим наследием и разнообразием климатических зон, является настоящим кладезем для палеогенетических исследований. Одним из ключевых направлений является изучение древней ДНК коренных народов России, что позволяет проследить их генеалогию, миграции и взаимодействие с другими популяциями. Исследования останков древних людей, найденных на территории Сибири и Дальнего Востока, проливают свет на происхождение человечества и его расселение по планете. Другое важное направление – изучение древней ДНК животных, таких как мамонты, шерстистые носороги и пещерные львы. Это позволяет восстановить картину древних экосистем, понять причины вымирания мегафауны и оценить влияние климатических изменений на генетическое разнообразие. Успешное развитие палеогенетики в России позволит не только углубить наши знания о прошлом, но и внести существенный вклад в развитие генетики, эволюционной биологии и других смежных наук. Каковы перспективы развития палеогенетики?
Свернуть toggle-up
Большие вызовы: импульс развития Трансформационные достижения в области искусственного интеллекта: формирование будущего науки, исследований и образования
В эпоху стремительного технологического прогресса искусственный интеллект демонстрирует исключительный потенциал преобразовать исследовательские процессы и образовательную среду. Интеграция интеллектуальных систем открывает беспрецедентные возможн...
В эпоху стремительного технологического прогресса искусственный интеллект демонстрирует исключительный потенциал преобразовать исследовательские процессы и образовательную среду. Интеграция интеллектуальных систем открывает беспрецедентные возможности для ускорения научных открытий и улучшения методологии преподавания. От достижений в области геномики и разработки лекарственных препаратов до революционных изменений методов обучения студентов – ИИ прокладывает путь к инновационным решениям сложных проблем как в науке, так и в образовании. Особое внимание будет уделено обсуждению перспектив интеграции ИИ в международное научное сообщество и его роли в установлении новых стандартов подготовки высококвалифицированных специалистов. Как ИИ трансформирует повседневную научную работу, особенно в области биомедицинских исследований? Каковы наиболее перспективные направления применения ИИ в этой сфере? Каков потенциал моделей языка ДНК в геномике? Как они могут улучшить наше понимание генетической информации и способствовать научным открытиям? Как методы ИИ могут быть эффективно применены в структурной биологии и молекулярном моделировании для решения сложных научных задач? Как искусственный интеллект трансформирует анализ патентного ландшафта лекарственных молекул и разработку новых патентоспособных соединений? Какова текущая и будущая роль ИИ в разработке и проектировании лекарственных препаратов? Как кофолдинг способствовал этим достижениям и каковы следующие шаги для ИИ в этой области? Как ИИ трансформирует образование? Какие конкретные методы обучения на основе ИИ оказываются наиболее эффективными для улучшения результатов обучения студентов? Каковы потенциальные риски и ограничения использования ИИ в исследованиях и образовании? Как можно их минимизировать, чтобы обеспечить ответственное и эффективное использование технологий искусственного интеллекта?
Свернуть toggle-up
Инициативы Десятилетия науки и технологий: энергия поколений Как научное волонтерство помогло моему исследованию
Начиная с 2022 года инициатива Десятилетия науки и технологий «Научное волонтерство» дает возможность каждому желающему внести свой вклад в технологическое развитие нашей страны. Активисты помогают ученым в сборе и анализе данных, принимают участи...
Начиная с 2022 года инициатива Десятилетия науки и технологий «Научное волонтерство» дает возможность каждому желающему внести свой вклад в технологическое развитие нашей страны. Активисты помогают ученым в сборе и анализе данных, принимают участие в экспериментах и исследованиях, занимаются популяризацией науки среди всех слоев населения. С учетом накопленного опыта, какие ключевые тенденции в развитии научного волонтерства можно выделить сегодня? Какие аспекты и принципы взаимодействия ученых с научными волонтерами существуют? Возникают ли в рамках взаимодействия ограничения и как их можно преодолеть?
Свернуть toggle-up
Большие вызовы: импульс развития Искусственный интеллект: полное возможностей будущее или угроза?
Сегодня уже невозможно представить нашу жизнь без технологий искусственного интеллекта. Они внедряются в различные сферы жизни общества: экономику, здравоохранение, социальную сферу, государственное управление, сельское хозяйство и иные. По оценка...
Сегодня уже невозможно представить нашу жизнь без технологий искусственного интеллекта. Они внедряются в различные сферы жизни общества: экономику, здравоохранение, социальную сферу, государственное управление, сельское хозяйство и иные. По оценкам экспертов, совокупный вклад от использования технологий ИИ во всех отраслях экономики в ВВП России в 2030 году составит 11,6 трлн руб., а в 2035-м достигнет 46,5 трлн руб. Но только ли полное возможностей будущее обеспечивает внедрение технологий ИИ? В настоящее время рассматриваются новые вызовы и угрозы национальной безопасности государства технологического, экономического, правового, социального и этического характера. Возможное использование ИИ в кибератаках на важные объекты, возрастающее распространение фейковых новостей, позволяющее манипулировать общественным сознанием, а также влиять на отдельных психологически уязвимых людей. Каким образом создать условия для эффективного и безопасного использования ИИ в интересах человека и общества? Какова роль международного сотрудничества в целях нейтрализации угроз ИИ?
Свернуть toggle-up
Потенциал будущего: кадры, инструменты и инфраструктура И все-таки индустриальная или производственная аспирантура? Новая концепция подготовки кадров высшей квалификации
В целях реализации стратегического курса на достижение технологического суверенитета и обеспечение научно-технологического лидерства Российской Федерации система подготовки научных кадров высшей квалификации проходит период фундаментальной трансфо...
В целях реализации стратегического курса на достижение технологического суверенитета и обеспечение научно-технологического лидерства Российской Федерации система подготовки научных кадров высшей квалификации проходит период фундаментальной трансформации. Формируется инновационный трек обучения в аспирантуре для подготовки исследователей нового поколения, способных не только генерировать фундаментальное знание, но и создавать востребованные технологические решения. Модель предполагает интеграцию образования с задачами индустриальных партнеров и стратегическими приоритетами научно-технологического развития страны. Каковы механизмы взаимодействия индустрии и фундаментальной науки? Каковы критерии дифференциации образовательных треков в аспирантуре? Как идет процесс трансформации процедуры защиты диссертации? Каковы мотивационные факторы и в чем привлекательность аспирантуры?
Свернуть toggle-up
Большие вызовы: импульс развития Почвы и продовольственная безопасность
Одним из приоритетных направлений научно-технологического развития Российской Федерации является обеспечение продовольственной безопасности и суверенитета, включающее развитие отечественного производства сельскохозяйственной продукции, снижение за...
Одним из приоритетных направлений научно-технологического развития Российской Федерации является обеспечение продовольственной безопасности и суверенитета, включающее развитие отечественного производства сельскохозяйственной продукции, снижение зависимости от импорта, сохранение и повышение эффективности использования важнейшего природного ресурса – почвы. В контексте обеспечения продовольственной безопасности здоровье почв играет ключевую роль, будучи основой для устойчивого производства сельскохозяйственной продукции. Развитие технологий восстановления и мониторинга почв является неотъемлемой частью достижения поставленных стратегических целей. В рамках программы «Приоритет-2030» Южным федеральным университетом реализуется стратегический технологический проект «Технологии биоинженерии почв». Необходимо провести анализ текущего состояния почвенного покрова и определить вызовы, стоящие перед исследователями и практиками. Каковы инновационные подходы и технологии оценки и восстановления почвенного плодородия для обеспечения продовольственной безопасности?
Свернуть toggle-up
Потенциал будущего: кадры, инструменты и инфраструктура Проектирование подходов к оценке деятельности научных организаций
В России значительный объем научных исследований и выделяемого на них финансирования локализован в российских научно-исследовательских организациях, в частности в институтах РАН, находящихся в ведении Минобрнауки. Многие НИИ ведут работу по ключев...
В России значительный объем научных исследований и выделяемого на них финансирования локализован в российских научно-исследовательских организациях, в частности в институтах РАН, находящихся в ведении Минобрнауки. Многие НИИ ведут работу по ключевым направлениям, закрепленным в Стратегии научно-технического развития, однако оценка деятельности организаций свелась к оценке количества статей, публикуемых сотрудниками этих организаций в ведущих российских и зарубежных изданиях. Насколько такая методика эффективна и актуальна в настоящее время? Какие векторы могут быть выбраны для совершенствования подходов к оценке деятельности как научных организаций, так и отдельных сотрудников?
Свернуть toggle-up
Инициативы Десятилетия науки и технологий: энергия поколений Научный руководитель – начальник, тренер или воспитатель?
Ключевой задачей Десятилетия науки и технологий в России является привлечение талантливой молодежи в сферу исследований и разработок. Для этого необходимо создание наиболее благоприятных условий работы и наставничество, способствующее развитию и с...
Ключевой задачей Десятилетия науки и технологий в России является привлечение талантливой молодежи в сферу исследований и разработок. Для этого необходимо создание наиболее благоприятных условий работы и наставничество, способствующее развитию и становлению молодых ученых. Не менее важно и обеспечение преемственности используемых подходов, позволяющее молодым ученым становиться полноценными членами научных коллективов. На старте карьеры решающую роль в этом играет научный руководитель: он формулирует научные задачи, создает рабочие условия, задает культуру проведения исследований и прививает правильные навыки, в том числе «мягкие» или надпрофессиональные. При этом у потенциального научного руководителя могут отсутствовать некоторые из необходимых педагогических и организаторских компетенций, что может приводить к несовпадению взглядов, формальному выполнению своих обязанностей и в конечном счете выпадению молодежи из сферы исследований и разработок. Как молодому ученому найти подходящего научного руководителя? Какие качества наиболее важны для научного руководителя? Какие вызовы ставит быстрый рост объема прикладных исследований в России перед традиционными подходами к научному руководству? Наконец, как молодому ученому в будущем самому стать успешным наставником?
Свернуть toggle-up
Потенциал будущего: кадры, инструменты и инфраструктура Интеллектуальные ресурсы для технологического лидерства: современная научно-техническая библиотека для ученого
Обсуждение охватит актуальные информационные потребности исследователей, роль библиотек в поддержке их научной деятельности и возможности содействия в достижении технологического лидерства России. Особое внимание будет уделено презентации концепци...
Обсуждение охватит актуальные информационные потребности исследователей, роль библиотек в поддержке их научной деятельности и возможности содействия в достижении технологического лидерства России. Особое внимание будет уделено презентации концепции федерального проекта по развитию сети НТБ, направленного на создание современной инфраструктуры и расширение доступа к необходимым знаниям и инструментам для реализации потенциала ученых. Какие основные информационные потребности у исследователей и как библиотеки могут наиболее эффективно их удовлетворять? Какие шаги необходимо предпринять для реализации федерального проекта по развитию сети НТБ и усиления их роли в научном сообществе?
Свернуть toggle-up
Мастер-класс / Школа РНФ Инструменты РНФ по формированию положительного имиджа науки в обществе
Одной из целей Российского научного фонда является повышение интереса аудитории к достижениям и перспективам российской науки, общественной значимости научных достижений. Для чего нужно популяризировать науку? Какие инструменты для коммуникации с ...
Одной из целей Российского научного фонда является повышение интереса аудитории к достижениям и перспективам российской науки, общественной значимости научных достижений. Для чего нужно популяризировать науку? Какие инструменты для коммуникации с обществом и средствами массовой информации лучше использовать? Как ученым рассказывать о научных достижениях доступно для широкой аудитории? Чем РНФ может помочь в продвижении ваших идей?
Свернуть toggle-up
Школа РНФ Наука за 10 минут: презентация молодежных проектов РНФ
В рамках сессии молодые лидеры науки представят свои исследовательские проекты, поддержанные Российским научным фондом. Участники получат уникальную возможность рассказать о своих прорывных идеях, ключевых гипотезах и ожидаемых научных результатах...
В рамках сессии молодые лидеры науки представят свои исследовательские проекты, поддержанные Российским научным фондом. Участники получат уникальную возможность рассказать о своих прорывных идеях, ключевых гипотезах и ожидаемых научных результатах в формате коротких и динамичных презентаций.
Свернуть toggle-up
Деловая игра / Школа РНФ Научная коммуникация: путь открытия
В рамках деловой игры участники в командном формате освоят ключевые навыки научной коммуникации: от презентации идеи научному сообществу до взаимодействия со СМИ и пресс-службой РНФ. Игра моделирует кейсы продвижения научных разработок, акцентируя...
В рамках деловой игры участники в командном формате освоят ключевые навыки научной коммуникации: от презентации идеи научному сообществу до взаимодействия со СМИ и пресс-службой РНФ. Игра моделирует кейсы продвижения научных разработок, акцентируя внимание на адаптации научного языка под целевую аудиторию и эффективном использовании инструментов научной коммуникации. Формат направлен на повышение медийной и коммуникативной компетентности молодых ученых как элемента успешной научной карьеры и трансляции результатов исследований в общество.
Свернуть toggle-up
Национальная система популяризации науки: стратегия тиражирования успешного опыта фестивалей в рамках государственных инициатив
В рамках реализации Десятилетия науки и технологий и национальных проектов «Наука и университеты» и «Образование» одной из ключевых задач становится формирование в России целостной системы подготовки кадров для научной популяризации. Популяризатор...
В рамках реализации Десятилетия науки и технологий и национальных проектов «Наука и университеты» и «Образование» одной из ключевых задач становится формирование в России целостной системы подготовки кадров для научной популяризации. Популяризатор науки перестает быть просто «вестником», а становится ключевым звеном в цепи технологического суверенитета, отвечая за мотивацию молодежи и создание благоприятной среды для притока талантов в R&D-сферу. Важно провести всесторонний анализ успешной практико-ориентированной модели, апробированной в рамках Всероссийского фестиваля популяризации науки «Вектор Победы». Как на основе конкретных инструментов фестиваля – от курсов повышения квалификации для педагогов «Цивилизация изобретателей» до интеллектуальных соревнований и цифровых выставок – можно выстроить эффективную дорожную карту для тиражирования опыта в регионах? Как трансформировать интерес молодежи из пассивного потребления контента в активную научно-техническую деятельность? Где готовить новое поколение популяризаторов и какие мотивационные механизмы работают для учителей, молодых ученых и студентов? Как цифровые форматы (VR/AR, онлайн-выставки) помогают обеспечить национальный охват и преодолеть географическое неравенство? Какие конкретные меры федеральной поддержки (гранты, конкурсы) помогут университетам страны внедрить у себя успешные практики «Вектора Победы»?
Свернуть toggle-up
Охватить необъятное: как рассказать о науке всей стране и как это делают в мире
В последние годы наука в нашей стране демонстрирует очевидные успехи и достижения. Согласно опросам, жители России гордятся отечественной наукой и считают ее одной из лучших в мире. Вместе с тем, как показывает ряд исследований, в молодежной аудит...
В последние годы наука в нашей стране демонстрирует очевидные успехи и достижения. Согласно опросам, жители России гордятся отечественной наукой и считают ее одной из лучших в мире. Вместе с тем, как показывает ряд исследований, в молодежной аудитории уровень осведомленности о значении науки и научной деятельности, о последних научных достижениях и о работе ученых в целом находится на более низком уровне, чем у более старших поколений. Таким образом, огромный потенциал отечественной науки для патриотического воспитания, создания ролевых моделей и формирования нового поколения «создателей будущего» оказывается реализован не в полной мере. Как показывает опыт других стран, например Китая, решение этой проблемы можно было бы ускорить путем разработки ряда системных мер национального уровня. Такие меры могут стать эффективным инструментом популяризации национальной науки и ее героев, а также повышения интереса молодежи к построению карьеры в научной сфере. Какие основные разрывы существуют в восприятии российской науки по сравнению с международным опытом? Какие стратегии и решения могут быть разработаны и реализованы для устранения выявленных разрывов и повышения эффективности российской научной системы?
Свернуть toggle-up
Практические инструменты поддержки СНО
Масштаб деятельности студенческих научных обществ кратно вырос за последние 5 лет. Чтобы поддерживать эффективный рост этого молодежного движения, необходимо вырабатывать новые инструменты поддержки. Среди них: участие в конкурсах грантов для физи...
Масштаб деятельности студенческих научных обществ кратно вырос за последние 5 лет. Чтобы поддерживать эффективный рост этого молодежного движения, необходимо вырабатывать новые инструменты поддержки. Среди них: участие в конкурсах грантов для физических лиц, финансирование из фонда целевого капитала, дополнительное обучение, включение в консорциумы, интеграция на уровне регионов и др. Какие меры поддержки наиболее эффективны в существующих реалиях?
Свернуть toggle-up
Лучшие практики и инициативы по развитию компетенций технологического предпринимательства среди студентов и молодых ученых в ведущих университетах России
В настоящее время одним из основных фокусов государственной политики в области образования, науки и технологий является развитие технологического предпринимательства. Уже сейчас сразу несколько национальных проектов («Эффективная и конкурентная эк...
В настоящее время одним из основных фокусов государственной политики в области образования, науки и технологий является развитие технологического предпринимательства. Уже сейчас сразу несколько национальных проектов («Эффективная и конкурентная экономика», «Молодежь и дети», а также специализированные тематические нацпроекты) ориентированы на поддержку университетов, малого инновационного бизнеса и молодых ученых в области разработок и R&D. В результате этого с каждым днем появляется все большее число федеральных и региональных программ и мероприятий, предоставляющих университетам прямые инструменты для реализации этой политики. Как не «потеряться» в широком спектре этих возможностей? В каких сценариях применимы те или иные инициативы? Как сформировать предпринимательскую политику университета, фокусом которой станет молодой ученый?
Свернуть toggle-up
От намерений – к действиям: как выстроить устойчивую систему подготовки кадров в квантовых технологиях
Подготовка кадров – задача первостепенной значимости в любой отрасли. В случае с квантовыми технологиями, бурно развивающейся областью науки и прорывной инженерии эта задача требует не только образовательных усилий, но и устойчивого партнерства ме...
Подготовка кадров – задача первостепенной значимости в любой отрасли. В случае с квантовыми технологиями, бурно развивающейся областью науки и прорывной инженерии эта задача требует не только образовательных усилий, но и устойчивого партнерства между вузами, научными центрами и индустрией. Сегодня уже очевидно: для формирования полноценной кадровой экосистемы недостаточно отдельных инициатив – нужны согласованные действия по трем ключевым направлениям: совместным образовательным и проектным мероприятиям, предсказуемому ресурсному обеспечению и системному вовлечению экспертной среды в подготовку специалистов. Необходим практический диалог, направленный не на констатацию проблем, а на выработку конкретного плана действий. Какие форматы взаимодействия действительно работают? Какие минимальные, но устойчивые ресурсы необходимы для масштабирования образовательных программ? Как институционализировать участие практиков в обучении?
Свернуть toggle-up