Деловая программа 2025

28 ноября
Инициативы Десятилетия науки и технологий: энергия поколений Сохранение и укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей: научное осмысление и государственная политика
Традиционные духовно-нравственные ценности представляют собой не только культурное наследие России, но и методологическое основание для научных исследований, определяющих векторы развития общества и государства. Научное осмысление этих ценностей п...
Традиционные духовно-нравственные ценности представляют собой не только культурное наследие России, но и методологическое основание для научных исследований, определяющих векторы развития общества и государства. Научное осмысление этих ценностей позволяет выявлять глубинные механизмы формирования гражданской идентичности, устойчивости социальной системы и воспитательного потенциала молодежной среды. Какова государственная политика по сохранению и укреплению духовно-нравственных ценностей? Какова роль системы образования, культуры и спорта в её реализации? Как осуществляется сопряжение научных подходов с практикой государственной политики, начиная от нормативного регулирования и образовательных стандартов и заканчивая культурными, спортивными и воспитательными инициативами?
Свернуть toggle-up
Инициативы Десятилетия науки и технологий: энергия поколений От грантов к проектам (и обратно): секреты успешных научно-популярных инициатив
Современная научная популяризация в России перестала быть просто «переводом с научного на человеческий» – она стала инструментом решения конкретных задач: привлечения талантов в науку, формирования технологического суверенитета, борьбы с лженаукой...
Современная научная популяризация в России перестала быть просто «переводом с научного на человеческий» – она стала инструментом решения конкретных задач: привлечения талантов в науку, формирования технологического суверенитета, борьбы с лженаукой, создания инновационной экосистемы. Ключевой вопрос этой трансформации – как превратить грантовую поддержку в устойчивый, масштабируемый проект, который найдет свою аудиторию и принесет реальную пользу. Важно рассмотреть весь цикл – от подачи заявки до реализации проектов, поддержанных Минобрнауки России, которые вдохновляют тысячи людей. Как получить не только теоретические знания, но и практические инструменты для реализации собственных инициатив?
Свернуть toggle-up
Инициативы Десятилетия науки и технологий: энергия поколений Ученый и учитель: как выстроить путь друг к другу
Ученый и учитель – однокоренные слова и общие задачи. Важно объединить усилия ученых и школьных учителей в решении вопросов естественно-научного образования и подготовки кадров для текущих приоритетных задач науки. Учителя на системном уровне явля...
Ученый и учитель – однокоренные слова и общие задачи. Важно объединить усилия ученых и школьных учителей в решении вопросов естественно-научного образования и подготовки кадров для текущих приоритетных задач науки. Учителя на системном уровне являются ретрансляторами знаний для сотен школьников. При этом только ученые являются источником наиболее современной научной информации и одновременно могут подать ее в простой и захватывающей форме, давая уникальный материал для школьных учителей. Что нужно сделать, чтобы данное взаимодействие было эффективным? Каким должно быть это общение? На что у школьных учителей есть сегодня запрос к науке? Как помочь школьному учителю заинтересовать своим предметом учеников? И как ученому найти будущего члена своей команды прямо со школьной скамьи?
Свернуть toggle-up
Инициативы Десятилетия науки и технологий: энергия поколений 12 злобных научных зрителей: оценим научно-популярный контент
В последние несколько лет на медиарынке сформировался новый тренд на создание научно-популярного контента. Кинокомпании, телеканалы и онлайн-платформы выпускают фильмы и сериалы. Только при поддержке АНО «Институт развития интернета» были созданы ...
В последние несколько лет на медиарынке сформировался новый тренд на создание научно-популярного контента. Кинокомпании, телеканалы и онлайн-платформы выпускают фильмы и сериалы. Только при поддержке АНО «Институт развития интернета» были созданы десятки разноформатных проектов о науке, которые собрали сотни миллионов просмотров. Важно продолжать наращивать темп и совместно со зрителями и представителями творческой индустрии создавать качественный научно-популярный контент. Вместе с участниками сессии мы оценим существующие проекты и подумаем над новыми форматами, которых не хватает в российском научпопе.

Просмотр тизеров разных научно-популярных шоу, программ, фильмов и игр («Вызов», «Атом», «Ректор», «Безумные изобретения», «Наука в шоке», «Наука для всех», «Пора по парам», «Мои университеты», «Задача трех тел», «Просто о сложном с Софико Шеварнадзе», мобильная игра «Ломоносов vs Зомби»), обратная связь от аудитории по итогам просмотра, анализ предпочтений молодых ученых и студентов, обсуждение предложений по созданию и развитию научно-популярного контента.
Свернуть toggle-up
Инициативы Десятилетия науки и технологий: энергия поколений Создание сети современных кампусов: результаты пилотного проекта по разработке продуктовых программ
Создание продуктовых программ кампусов включает в себя такие ключевые аспекты, как разработка целей, их согласование с национальными задачами, а также создание и настройка самих продуктов. При этом подчеркивается важность формирования моделей реги...
Создание продуктовых программ кампусов включает в себя такие ключевые аспекты, как разработка целей, их согласование с национальными задачами, а также создание и настройка самих продуктов. При этом подчеркивается важность формирования моделей региональной экспертизы, налаживания взаимодействия с целевыми аудиториями и планирования, что способствует обеспечению соответствия продуктов их логике. Как организовать поиск новых форм сотрудничества и вовлечение бизнеса в социальные и молодежные инициативы кампуса? Какова роль инфраструктуры кампуса в создании успешных продуктов? Как выстроить взаимодействие с индустриальными партнерами при разработке продуктов? Как сформировать востребованный на рынке портфель продуктов? Как организовать и реализовать региональную экспертизу продуктовых программ и продуктов?
Свернуть toggle-up
Инициативы Десятилетия науки и технологий: энергия поколений Игры как инструмент инженерного творчества: от цифрового мира к реальным технологиям
Современные видеоигры – гораздо больше, чем просто развлечение. Они стали полноценной площадкой для развития инженерных навыков, освоения технологий и коллективного творчества. Для нового поколения создание игр – не только способ самовыражения, но...
Современные видеоигры – гораздо больше, чем просто развлечение. Они стали полноценной площадкой для развития инженерных навыков, освоения технологий и коллективного творчества. Для нового поколения создание игр – не только способ самовыражения, но и возможность погрузиться в мир программирования, дизайна, физики и других дисциплин. Именно в этой сфере, на стыке искусства и науки, рождаются новые подходы к обучению и профессиональному развитию. Мы увидим, как видеоигры, особенно в многопользовательском формате, могут служить катализатором для формирования будущих инженеров. Как превратить увлечение в профессию? Можно ли использовать геймификацию для вовлечения молодежи в решение реальных инженерных задач? Как встраивать в игровой процесс образовательные элементы, не снижая при этом интереса аудитории? Как игровые технологии, в том числе симуляторы и VR/AR-среды, могут стать инструментом для обучения, командной работы и интеллектуального развития? Как российский геймдев может стать мощным каналом для привлечения молодых талантов в инженерную сферу, способствуя развитию технологического суверенитета? Как можно использовать механики многопользовательских игр для вовлечения школьников и студентов в решение реальных инженерных задач? Какие практики и кейсы уже существуют в России, где игры применяются для обучения и развития инженерных компетенций? Может ли гейм-дизайн, основанный на физических и инженерных принципах, стать отдельным образовательным направлением? Как создать образовательные игры, которые будут не только полезными, но и увлекательными? Как найти баланс между обучением и развлечением? Какую роль в этом процессе могут сыграть VR/AR-технологии и симуляторы? Как геймдев-сообщества и олимпиады могут служить моделью для выявления и развития будущих лидеров в инженерных и IT-сферах? Какая система поддержки нужна для создания полезных игр, которые помогают осваивать инженерные профессии?
Свернуть toggle-up
Мастер-класс / Инициативы Десятилетия науки и технологий: энергия поколений Что думают продюсеры о науке и не только
Продюсеры телеканалов, онлайн-платформ и продакшенов, принимая решение о создании или приобретении контента, всегда ориентируются на целевую аудиторию и ее интересы. Любой «хит» создается на основе уникальных историй с яркими героями, в которой об...
Продюсеры телеканалов, онлайн-платформ и продакшенов, принимая решение о создании или приобретении контента, всегда ориентируются на целевую аудиторию и ее интересы. Любой «хит» создается на основе уникальных историй с яркими героями, в которой обязательно присутствует «движущая сила» – драматические или комедийные элементы, способные захватить внимание зрителя. Как принимаются решения, подходит ли контент для производства? Чем может быть полезен реальный фидбэк продюсеров онлайн-платформ, телеканалов, которые принимают решения о запуске проектов?
Свернуть toggle-up
Инициативы Десятилетия науки и технологий: энергия поколений Передавая эстафету: диалог лауреатов о будущем педагогической науки
Одной из ключевых целей Десятилетия науки и технологий в России является привлечение талантливой молодежи в сферу исследований и разработок. В контексте наук об образовании эта задача приобретает особое значение, так как именно от педагога-исследо...
Одной из ключевых целей Десятилетия науки и технологий в России является привлечение талантливой молодежи в сферу исследований и разработок. В контексте наук об образовании эта задача приобретает особое значение, так как именно от педагога-исследователя зависит научное и кадровое будущее страны. Как современному наставнику мотивировать ученика на научную деятельность в сфере образования? Какие инструменты и конкурсные механизмы (включая гранты, стипендии, проекты РАО и мероприятия Десятилетия науки и технологий) наиболее эффективны для вовлечения молодежи? В чем заключается формула успешного тандема «наставник – молодой ученый» и какова роль личности педагога в раскрытии исследовательского потенциала студента?
Свернуть toggle-up
Инициативы Десятилетия науки и технологий: энергия поколений Как научное волонтерство помогло моему исследованию
Начиная с 2022 года инициатива Десятилетия науки и технологий «Научное волонтерство» дает возможность каждому желающему внести свой вклад в технологическое развитие нашей страны. Активисты помогают ученым в сборе и анализе данных, принимают участи...
Начиная с 2022 года инициатива Десятилетия науки и технологий «Научное волонтерство» дает возможность каждому желающему внести свой вклад в технологическое развитие нашей страны. Активисты помогают ученым в сборе и анализе данных, принимают участие в экспериментах и исследованиях, занимаются популяризацией науки среди всех слоев населения. С учетом накопленного опыта, какие ключевые тенденции в развитии научного волонтерства можно выделить сегодня? Какие аспекты и принципы взаимодействия ученых с научными волонтерами существуют? Возникают ли в рамках взаимодействия ограничения и как их можно преодолеть?
Свернуть toggle-up
Инициативы Десятилетия науки и технологий: энергия поколений Научный руководитель – начальник, тренер или воспитатель?
Ключевой задачей Десятилетия науки и технологий в России является привлечение талантливой молодежи в сферу исследований и разработок. Для этого необходимо создание наиболее благоприятных условий работы и наставничество, способствующее развитию и с...
Ключевой задачей Десятилетия науки и технологий в России является привлечение талантливой молодежи в сферу исследований и разработок. Для этого необходимо создание наиболее благоприятных условий работы и наставничество, способствующее развитию и становлению молодых ученых. Не менее важно и обеспечение преемственности используемых подходов, позволяющее молодым ученым становиться полноценными членами научных коллективов. На старте карьеры решающую роль в этом играет научный руководитель: он формулирует научные задачи, создает рабочие условия, задает культуру проведения исследований и прививает правильные навыки, в том числе «мягкие» или надпрофессиональные. При этом у потенциального научного руководителя могут отсутствовать некоторые из необходимых педагогических и организаторских компетенций, что может приводить к несовпадению взглядов, формальному выполнению своих обязанностей и в конечном счете выпадению молодежи из сферы исследований и разработок. Как молодому ученому найти подходящего научного руководителя? Какие качества наиболее важны для научного руководителя? Какие вызовы ставит быстрый рост объема прикладных исследований в России перед традиционными подходами к научному руководству? Наконец, как молодому ученому в будущем самому стать успешным наставником?
Свернуть toggle-up