27 ноября
-
Потенциал будущего: кадры, инструменты и инфраструктура Производственная аспирантура: кадры для технологического лидерстваПрограммы производственной аспирантуры направлены на подготовку кандидатов наук, которые станут драйверами технологических изменений в индустрии, чья миссия – не просто проводить научные исследования, а решать конкретные производственные задачи, у...
-
Программы производственной аспирантуры направлены на подготовку кандидатов наук, которые станут драйверами технологических изменений в индустрии, чья миссия – не просто проводить научные исследования, а решать конкретные производственные задачи, устранять технологические разрывы на предприятиях и внедрять инновационные решения в реальное производство, способствовать тесной кооперации науки и промышленности. Каковы промежуточные результаты реализации проекта по производственной аспирантуре? Каковы перспективы развития проекта в последующие годы? Каковы ожидания наукоемкого бизнеса от производственной аспирантуры?Свернуть
-
Потенциал будущего: кадры, инструменты и инфраструктура Диалог лидеров: лучшие практики подготовки медицинских кадровОбсуждение ключевых проблем в области подготовки кадров для системы здравоохранения в России с молодыми преподавателями и учеными-практиками, работающими в медицинских университетах и научно-исследовательских институтах, являющимися победителями В...
-
Обсуждение ключевых проблем в области подготовки кадров для системы здравоохранения в России с молодыми преподавателями и учеными-практиками, работающими в медицинских университетах и научно-исследовательских институтах, являющимися победителями Всероссийского конкурса «Лучший молодой преподаватель в сфере подготовки кадров здравоохранения – 2025». Каковы проектно-методические, проектно-исследовательские и организационно-коммуникативные компетенции, а также навыки реализации учебного процесса современного преподавателя в области здравоохранения?Свернуть
-
Потенциал будущего: кадры, инструменты и инфраструктура Искусственный интеллект на службе у государства: наука, технологии, довериеИскусственный интеллект совершенствуется с каждым днем, проникая во все сферы жизни, и является уже не просто инструментом, а настоящим драйвером управленческих и технологических процессов. Вместе с тем ответственность за решения, принимаемые с по...
-
Искусственный интеллект совершенствуется с каждым днем, проникая во все сферы жизни, и является уже не просто инструментом, а настоящим драйвером управленческих и технологических процессов. Вместе с тем ответственность за решения, принимаемые с помощью искусственного интеллекта, остается за человеком, поэтому необходимо формализовать процедуры контроля и проверки действий искусственного интеллекта в самых разных сферах: в первую очередь, это государственное управление, наука и технологии – как гражданские, так и военные. Можно говорить уже о разработках не двойного, а даже тройного назначения. И внедрять их в жизнь нужно каждый день начиная с сегодняшнего. Сейчас основной акцент в области науки, технологий и управления делается на содержательных вызовах кооперации, коммерциализации разработок в сфере двойных технологий и государственно-частного партнерства в сфере национальной безопасности Массовое применение генеративного искусственного интеллекта в экономике может существенно сократить потребность в кадрах во многих отраслях экономики России: это можно наблюдать на различных примерах – от проникновения беспилотных летательных аппаратов в самые разные сферы до применения искусственного интеллекта в строительстве, агропромышленном комплексе и жилищно-коммунальном хозяйстве. Какие новые формы финансирования научных проектов в сфере искусственного интеллекта могут появиться в ближайшем будущем и являются перспективными? Понимают ли вузы и научные организации реальные потребности заказчиков? Как происходит развитие «мобилизационной» науки? Какие новые формы финансирования научных проектов в области искусственного интеллекта и в области технологий двойного назначения являются наиболее перспективными? Как разрешать противоречия между требованиями безопасности и коммерциализацией разработок? Какие правовые нормы уже действуют, а какие следует принять для ускоренного внедрения искусственного интеллекта и результатов НИОКР в сфере национальной безопасности? Как мотивировать ученых и инженеров работать над проектами в сфере двойных технологий? Как ускорить разработку и внедрение перспективных решений двойного назначения?Свернуть
-
Потенциал будущего: кадры, инструменты и инфраструктура Институт наставничества как важный инструмент реализации молодежного кадрового потенциала в Российской ФедерацииРоль наставничества рассматривается как важный ресурс для образовательного и личностного развития студентов и молодых ученых в современных условиях. Важно проанализировать пробелы в исследовательской базе по теме в России и влияние законодательных...
-
Роль наставничества рассматривается как важный ресурс для образовательного и личностного развития студентов и молодых ученых в современных условиях. Важно проанализировать пробелы в исследовательской базе по теме в России и влияние законодательных инициатив на интеграцию наставничества в системы основного и постдипломного образования. Обсуждение объединяет мнения различных вовлеченных групп и служит основой для выработки рекомендаций по развитию наставничества как важного элемента современной образовательной среды. Каким группам молодежи особенно необходима наставническая поддержка? Каковы существующие модели и формы поддержки? Каковы ожидания и потребности студентов? С какими сложностями взаимодействия с наставниками и восприятия ценности наставнической поддержки можно столкнуться? Каковы преимущества наставничества для самих наставников, включая развитие профессиональных и личностных качеств, мотивацию и удовлетворенность от передачи опыта?Свернуть
-
Потенциал будущего: кадры, инструменты и инфраструктура Экосистема Плавучего университета: от школьника до кандидата наукВсероссийская научно-образовательная программа «Плавучий университет» создает экосистему профессиональной подготовки – от школьника до кандидата наук – в области изучения Мирового океана и климата. Программа привлекает молодежь в мир наук о Земле,...
-
Всероссийская научно-образовательная программа «Плавучий университет» создает экосистему профессиональной подготовки – от школьника до кандидата наук – в области изучения Мирового океана и климата. Программа привлекает молодежь в мир наук о Земле, дает возможность получить реальный исследовательский опыт в морских экспедициях под руководством ученых-наставников, поддерживает участников на пути академического развития и объединяет их в динамичное профессиональное сообщество. Такой подход способствует формированию кадрового ядра для фундаментальных и прикладных исследований, обеспечивая интеграцию науки и образования со стратегическими задачами государства. Какие механизмы позволяют обеспечить устойчивый приток научных кадров? Как тиражировать успешные практики программы на другие научные направления? Какие инструменты поддержки и мотивации необходимы для сохранения интереса молодых исследователей к науке на всех этапах профессионального пути?Свернуть
-
Потенциал будущего: кадры, инструменты и инфраструктура Региональный сегмент домена «Наука и инновации» как удобный цифровой инструмент управления НТР регионаДискуссия посвящена практическому внедрению и использованию регионального сегмента домена «Наука и инновации» – ключевого цифрового инструмента для управления научно-технологическим развитием субъектов Российской Федерации. Представители Минобрнау...
-
Дискуссия посвящена практическому внедрению и использованию регионального сегмента домена «Наука и инновации» – ключевого цифрового инструмента для управления научно-технологическим развитием субъектов Российской Федерации. Представители Минобрнауки России и ЦИТиС представят функционал сегмента, включая «Единый навигатор мер поддержки», «Профиль субъекта Российской Федерации» и «Национальный рейтинг НТР», визуализированный в виде аналитических панелей. Особый акцент будет сделан на том, как цифровизация обеспечивает сквозной цикл управления: от планирования и подачи заявок на поддержку до мониторинга эффективности и корректировки региональных программ НТР. Руководители по НТР из пилотных регионов поделятся своими планами по использованию сегмента в своей работе. Участники узнают, как Красноярский край может использовать сегмент для формирования технологического заказа, как Татарстан выстраивает кооперацию науки и бизнеса, как Томская область решает кадровые задачи, а Башкортостан – повышает инвестиционную привлекательность. Как выработать конкретные предложения по дальнейшему развитию цифрового сервиса с учетом потребностей регионов?Свернуть
-
Потенциал будущего: кадры, инструменты и инфраструктура Будущее в коде: отечественное ПО в инженерном образованииСовременная промышленность проходит этап глубокой цифровой трансформации: автоматизация процессов, внедрение искусственного интеллекта и использование сложных моделей требуют от инженеров нового уровня компетенций. Подготовка специалистов, обладаю...
-
Современная промышленность проходит этап глубокой цифровой трансформации: автоматизация процессов, внедрение искусственного интеллекта и использование сложных моделей требуют от инженеров нового уровня компетенций. Подготовка специалистов, обладающих соответствующими компетенциями в области проектирования, математического моделирования, ИИ и владеющих современными цифровыми инструментами, становится ключевым элементом технологического развития страны. В этих условиях особенно важно понять, как образовательные программы могут готовить специалистов, способных эффективно применять отечественное программное обеспечение, в том числе CAE и CAD, как в учебном процессе, так и в дальнейшем в инженерной деятельности в реальном секторе экономики. Каким образом формируются образовательные программы будущих инженеров и специалистов по математическому моделированию и искусственному интеллекту в промышленности? Что должен знать инженер, чтобы прийти на предприятие промышленности (например, атомной отрасли) и приступить к решению задач? Какими компетенциями он должен обладать? Какие актуальные задачи сейчас стоят перед отраслями промышленности в части математического моделирования и искусственного интеллекта? Какую роль играет отечественное программное обеспечение (cae, cad, plm) в деятельности предприятий и образовательном процессе инженера? Какие риски несет зависимость инженерного образования от зарубежного ПО и как их минимизировать? Может ли сотрудничество университетов и промышленных предприятий стать драйвером развития отечественных инженерных платформ? Как интеграция ИИ и математического моделирования в производственные процессы меняет саму роль инженера в XXI веке?Свернуть
-
Потенциал будущего: кадры, инструменты и инфраструктура Единый государственный перечень научных изданий: основа отечественной наукометрииВ настоящее время Российская академия наук совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации завершает работу по формированию Единого государственного перечня научных изданий (ЕГПНИ). Единый перечень позволит поднять значи...
-
В настоящее время Российская академия наук совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации завершает работу по формированию Единого государственного перечня научных изданий (ЕГПНИ). Единый перечень позволит поднять значимость отечественных журналов в определении итогов выполнения государственного задания, отчетов по грантам и при защите кандидатских и докторских диссертаций.Свернуть
-
Потенциал будущего: кадры, инструменты и инфраструктура Донбасс и Новороссия: в партнерстве к прогрессуВ феврале 2023 года Президент России подписал закон об интеграции новых регионов в образовательную сферу страны. За это время научные и образовательные учреждения исторических территорий не только перешли на российские стандарты, но и стали активн...
-
В феврале 2023 года Президент России подписал закон об интеграции новых регионов в образовательную сферу страны. За это время научные и образовательные учреждения исторических территорий не только перешли на российские стандарты, но и стали активными партнерами в реализации совместных научных проектов. Созданы современные лаборатории, инжиниринговые центры, новые направления подготовки, а также многие университеты стали полноправными участниками федеральных конкурсов и инициатив. Сегодня новые регионы демонстрируют готовность к открытому диалогу, обмену опытом и выстраиванию долгосрочного сотрудничества с российским научно-образовательным сообществом. Какие достижения в науке и образовании новых субъектов стали возможны благодаря интеграции? Как совместные проекты укрепляют роль молодежи в инновационном развитии? Какие трудности остаются и как их можно преодолеть через партнерство? Какие примеры успешного взаимодействия университетов и НИИ новых регионов с федеральными центрами можно выделить? Каковы стратегии и планы развития на ближайшие десять лет в логике совместного движения вперед?Свернуть
-
Потенциал будущего: кадры, инструменты и инфраструктура Студенческое конструкторское бюро как отправная точка национального технологического суверенитетаСтуденческие конструкторские бюро – это уникальные экосистемы, где рождаются не только инновационные продукты, но и новое поколение инженеров, технологических предпринимателей и ученых. Как трансформировать энергию и талант студентов в конкретные ...
-
Студенческие конструкторские бюро – это уникальные экосистемы, где рождаются не только инновационные продукты, но и новое поколение инженеров, технологических предпринимателей и ученых. Как трансформировать энергию и талант студентов в конкретные результаты, укрепляющие технологический суверенитет страны?Свернуть
-
Презентация экспертного доклада / Потенциал будущего: кадры, инструменты и инфраструктура Школьное образование: от репетитора к ученымВ последние годы в России многое сделано для развития науки и инженерии: усиление имиджа науки, создание лабораторий, формирование возможностей для притока и удержания молодых специалистов в науке. Вместе с тем проблема низкого уровня школьной под...
-
В последние годы в России многое сделано для развития науки и инженерии: усиление имиджа науки, создание лабораторий, формирование возможностей для притока и удержания молодых специалистов в науке. Вместе с тем проблема низкого уровня школьной подготовки по естественно-научным предметам, особенно по физике и математике, остается острой. Этот фактор является одним из ключевых барьеров для развития российской науки. В рамках экспертного доклада ключевые участники сферы образования и науки представят решения для повышения уровня подготовки по математике, физике и другим естественно-научным предметам в средней школе, создания качественной основы для научного и инновационного рывка. Как можно охарактеризовать уровень подготовки абитуриентов? Какие барьеры препятствуют повышению уровня подготовки по техническим специальностям, как их преодолеть? Какие инновационные решения могут оказать наибольший эффект на повышение уровня подготовки абитуриентов по техническим специальностям? Какие инструменты возможно проектировать и использовать для повышения качества общего образования? Как выглядит оптимальная модель мотивации и подготовки молодежи к построению научного карьерного трека? Какие меры поддержки со стороны государства необходимы для обеспечения повышения качества математической и естественно-научной подготовки в средней школе?Свернуть
-
Потенциал будущего: кадры, инструменты и инфраструктура Карьера в ОПК: мифы и реальностьС 2022 года приток молодых кадров на промышленные предприятия кратно вырос. Программы государственной поддержки подготовки кадров для промышленности интенсивно внедряются, а высшая школа активно адаптирует подготовку студентов в интересах индустри...
-
С 2022 года приток молодых кадров на промышленные предприятия кратно вырос. Программы государственной поддержки подготовки кадров для промышленности интенсивно внедряются, а высшая школа активно адаптирует подготовку студентов в интересах индустрии, вспоминая, что все новые проекты произрастают из хорошо забытого опыта. При этом как никогда обострился вопрос карьерного планирования молодых инженерных кадров. Как построить успешную карьеру на промышленном предприятии в условиях текущей неопределенности? Есть ли системные решения, которые помогут молодым инженерам и ученым планомерно выйти на максимальный уровень профессиональной эффективности и принести пользу России или их удел – перманентные скитания по рынку труда в поисках лучшей доли в моменте времени?Свернуть
-
Потенциал будущего: кадры, инструменты и инфраструктура Тени AGI в науке и образованииМы привыкли говорить об ИИ как об инструменте. За последний год системы с расширенными reasoning-способностями, автономные AI-агенты и мультимодальные ассистенты демонстрируют нечто большее: они выстраивают цепочки рассуждений, инициируют действия...
-
Мы привыкли говорить об ИИ как об инструменте. За последний год системы с расширенными reasoning-способностями, автономные AI-агенты и мультимодальные ассистенты демонстрируют нечто большее: они выстраивают цепочки рассуждений, инициируют действия, адаптируют правила работы и взаимодействуют друг с другом вне прямого человеческого контроля. Образовательная среда оказалась одной из первых, где эта трансформация стала осязаемой. Нейроассистенты перестали быть пассивными помощниками: они становятся соавторами исследования, предлагают интерпретации, корректируют логику аргументации. Возникает фундаментальный вопрос: если ИИ действует как актор, как это перестраивает триаду «преподаватель – студент – знание»? Где проходит граница между инструментом и субъектом? Какова природа этой новой субъектности? Как должна измениться модель работы исследователя и преподавателя, когда часть интеллектуальной деятельности делегирована AI-агенту? Находимся ли мы в преддверии AGI или уже живем в его тени? Какие компетенции останутся исключительно человеческими? Как сохранить «учебное преодоление», если исчезает запрос на освоение конкретных навыков?Свернуть
-
Потенциал будущего: кадры, инструменты и инфраструктура Отраслевые сообщества: что объединяет профессионаловРазвитие профессиональных сообществ позволяет формировать устойчивые горизонтальные связи и усиливать профессиональную идентичность через такие практические инструменты, как менторство, сетевые проекты, цифровые платформы. Важен обмен кейсами межо...
-
Развитие профессиональных сообществ позволяет формировать устойчивые горизонтальные связи и усиливать профессиональную идентичность через такие практические инструменты, как менторство, сетевые проекты, цифровые платформы. Важен обмен кейсами межотраслевого взаимодействия, обсуждение институциональной поддержки от государства, университетов и бизнеса. Цель – выработка практических рекомендаций и идей для дальнейшей интеграции и развития профессиональных сообществ. Как наиболее эффективно масштабировать успешные модели межотраслевого взаимодействия? Какие конкретные меры институциональной поддержки необходимы для устойчивого развития профессиональных сообществ?Свернуть