Деловая программа 2025

26 ноября
Потенциал будущего: кадры, инструменты и инфраструктура Единый государственный перечень научных изданий: основа отечественной наукометрии
В настоящее время Российская академия наук совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации завершает работу по формированию Единого государственного перечня научных изданий (ЕГПНИ). Единый перечень позволит поднять значи...
В настоящее время Российская академия наук совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации завершает работу по формированию Единого государственного перечня научных изданий (ЕГПНИ). Единый перечень позволит поднять значимость отечественных журналов в определении итогов выполнения государственного задания, отчетов по грантам и при защите кандидатских и докторских диссертаций.
Свернуть toggle-up
Потенциал будущего: кадры, инструменты и инфраструктура Стратегическое партнерство и конкуренция вузовской и академической науки: как и где молодому ученому можно реализовать свой потенциал?
Во многих странах наука развивается через вузы. В СССР и России акцент был сделан на РАН, с ее мощными лабораториями для проведения фундаментальных исследований и отраслевыми институтами. В XXI веке наука стала активно развиваться в вузах, и сегод...
Во многих странах наука развивается через вузы. В СССР и России акцент был сделан на РАН, с ее мощными лабораториями для проведения фундаментальных исследований и отраслевыми институтами. В XXI веке наука стала активно развиваться в вузах, и сегодня в России достижения вузовской науки и в институтах РАН считаются сопоставимыми. Но системы подготовки молодых ученых в институтах РАН и вузах кардинально отличаются. Известны примеры конкуренции и сотрудничества научных школ из РАН и вузов. Каковы основные аспекты этих систем? Как найти общее и отличное? Какие возможности для самореализации имеются в вузовской науке и институтах РАН? Как молодым ученым доводить свои разработки до практического применения в условиях отсутствия отраслевых институтов? Как вузы и РАН помогают в этом направлении? Какие инструменты имеются для коллективного развития российских разработок?
Свернуть toggle-up
Потенциал будущего: кадры, инструменты и инфраструктура Цифровая трансформация науки и высшего образования: какой должна быть комфортная цифровая среда для профессионального сообщества
В рамках объявленного Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным Десятилетия науки и технологий, охватывающего период с 2022 по 2031 год, наблюдается закономерное усиление значимости научной деятельности и отечественных технологических ин...
В рамках объявленного Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным Десятилетия науки и технологий, охватывающего период с 2022 по 2031 год, наблюдается закономерное усиление значимости научной деятельности и отечественных технологических инноваций в контексте социально-экономического развития страны. В целях реализации этого стратегического направления Правительство Российской Федерации утвердило Распоряжение № 1805-р от 5 июля 2025 года, определяющее Стратегическое направление цифровой трансформации в сфере науки и высшего образования до 2030 года. Приоритетными задачами являются повышение эффективности научно-исследовательской деятельности и образовательного процесса посредством внедрения передовых российских цифровых технологий, включая искусственный интеллект (ИИ) и облачные вычисления, полная замена иностранного программного обеспечения, используемого в образовательных учреждениях, на отечественные аналоги, а также интеграция ИИ и облачных технологий в научные и образовательные процессы, особое внимание уделяется разработке и внедрению цифровых инструментов, обеспечивающих информационную безопасность и эффективное управление данными. Какие цифровые технологии уже разработаны и внедрены в научной и образовательной сферах? Как цифровизация влияет на научную деятельность и образовательный процесс? В каких аспектах наблюдается дефицит цифровых решений и какие меры необходимы для его устранения? Какие шаги следует предпринять для достижения высокого уровня цифровой зрелости научных и образовательных организаций? Как повысить эффективность научных исследований и разработок, а также качество подготовки кадров в условиях цифровизации?
Свернуть toggle-up
Потенциал будущего: кадры, инструменты и инфраструктура Субъект как квалифицированный заказчик: вектор научно-технологического развития регионов
Одним из условий реализации Стратегии научно-технологического развития является консолидация усилий, прилагаемых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и другими заинтересованны...
Одним из условий реализации Стратегии научно-технологического развития является консолидация усилий, прилагаемых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и другими заинтересованными лицами. В связи с этим на сегодняшний день вопросы научно-технологического развития регионов и их интеграции в федеральную научно-технологическую повестку приобрели особую актуальность, учитывая значимую роль науки и образования в социально-экономическом развитии территорий. При этом механизмы для такой интеграции носят больше разовый или адресный характер. Одним из наиболее перспективных инструментов вовлечения регионов рассматривается прямой государственный заказ на научные исследования и разработки, реализуемый на федеральном уровне. Такое взаимодействие центра и регионов может носить системный характер и может обеспечить модель федеральной и региональной науки от потребностей на местах. Целью мероприятия является обсуждение с представителями региональных властей и иных организаций перспективы системного участия регионов в формировании прямого государственного заказа через реализацию функции квалифицированного заказчика.
Свернуть toggle-up
Потенциал будущего: кадры, инструменты и инфраструктура Расти в России: архитектура решений для развития человеческого капитала на местах
Один из ключевых вызовов сегодня – создание условий, при которых талантливые специалисты выбирают развиваться и реализовываться в регионах страны, а не искать возможности вовне. Удержание и развитие человеческого капитала требует системных решений...
Один из ключевых вызовов сегодня – создание условий, при которых талантливые специалисты выбирают развиваться и реализовываться в регионах страны, а не искать возможности вовне. Удержание и развитие человеческого капитала требует системных решений: от управления карьерными траекториями до построения экосистем лидерства. Работа с молодыми управленцами, исследователями и преподавателями требует новых моделей мотивации, сопровождения и вовлечения. Обособленное подразделение «Мастерская управления «Сенеж» АНО «РСВ» аккумулирует лучшие региональные практики и занимается разработкой архитектуры решений, направленных на создание системных условий и процессов, обеспечивающих сохранение и развитие талантов в регионах – от программ лидерства до сопровождения карьерных траекторий. Как формировать среду, в которой молодые специалисты остаются и растут? Какие управленческие практики реально влияют на удержание и развитие кадров в науке и образовании? Что делает регион привлекательным не только для инвестора, но и для исследователя, преподавателя, инноватора? Как использовать потенциал программ Обособленного подразделения «Мастерская управления «Сенеж» в формировании региональной кадровой стратегии?
Свернуть toggle-up
Потенциал будущего: кадры, инструменты и инфраструктура Золотые мозги: как привлечь в науку молодежь и сделать так, чтобы она там осталась
Какие инструменты популяризации научных знаний оправдали себя на практике? Что нужно, чтобы не просто завлечь в науку лучшие умы, но и сделать так, чтобы они в ней не разочаровались? И хватит ли на всех интересных проектов?...
Какие инструменты популяризации научных знаний оправдали себя на практике? Что нужно, чтобы не просто завлечь в науку лучшие умы, но и сделать так, чтобы они в ней не разочаровались? И хватит ли на всех интересных проектов?
Свернуть toggle-up
27 ноября
Потенциал будущего: кадры, инструменты и инфраструктура Производственная аспирантура: кадры для технологического лидерства
Программы производственной аспирантуры направлены на подготовку кандидатов наук, которые станут драйверами технологических изменений в индустрии, чья миссия – не просто проводить научные исследования, а решать конкретные производственные задачи, у...
Программы производственной аспирантуры направлены на подготовку кандидатов наук, которые станут драйверами технологических изменений в индустрии, чья миссия – не просто проводить научные исследования, а решать конкретные производственные задачи, устранять технологические разрывы на предприятиях и внедрять инновационные решения в реальное производство, способствовать тесной кооперации науки и промышленности. Каковы промежуточные результаты реализации проекта по производственной аспирантуре? Каковы перспективы развития проекта в последующие годы? Каковы ожидания наукоемкого бизнеса от производственной аспирантуры?
Свернуть toggle-up
Потенциал будущего: кадры, инструменты и инфраструктура Диалог лидеров: лучшие практики подготовки медицинских кадров
Обсуждение ключевых проблем в области подготовки кадров для системы здравоохранения в России с молодыми преподавателями и учеными-практиками, работающими в медицинских университетах и научно-исследовательских институтах, являющимися победителями В...
Обсуждение ключевых проблем в области подготовки кадров для системы здравоохранения в России с молодыми преподавателями и учеными-практиками, работающими в медицинских университетах и научно-исследовательских институтах, являющимися победителями Всероссийского конкурса «Лучший молодой преподаватель в сфере подготовки кадров здравоохранения – 2025». Каковы проектно-методические, проектно-исследовательские и организационно-коммуникативные компетенции, а также навыки реализации учебного процесса современного преподавателя в области здравоохранения?
Свернуть toggle-up
Потенциал будущего: кадры, инструменты и инфраструктура Искусственный интеллект на службе у государства: наука, технологии, доверие
Искусственный интеллект совершенствуется с каждым днем, проникая во все сферы жизни, и является уже не просто инструментом, а настоящим драйвером управленческих и технологических процессов. Вместе с тем ответственность за решения, принимаемые с по...
Искусственный интеллект совершенствуется с каждым днем, проникая во все сферы жизни, и является уже не просто инструментом, а настоящим драйвером управленческих и технологических процессов. Вместе с тем ответственность за решения, принимаемые с помощью искусственного интеллекта, остается за человеком, поэтому необходимо формализовать процедуры контроля и проверки действий искусственного интеллекта в самых разных сферах: в первую очередь, это государственное управление, наука и технологии – как гражданские, так и военные. Можно говорить уже о разработках не двойного, а даже тройного назначения. И внедрять их в жизнь нужно каждый день начиная с сегодняшнего. Сейчас основной акцент в области науки, технологий и управления делается на содержательных вызовах кооперации, коммерциализации разработок в сфере двойных технологий и государственно-частного партнерства в сфере национальной безопасности Массовое применение генеративного искусственного интеллекта в экономике может существенно сократить потребность в кадрах во многих отраслях экономики России: это можно наблюдать на различных примерах – от проникновения беспилотных летательных аппаратов в самые разные сферы до применения искусственного интеллекта в строительстве, агропромышленном комплексе и жилищно-коммунальном хозяйстве. Какие новые формы финансирования научных проектов в сфере искусственного интеллекта могут появиться в ближайшем будущем и являются перспективными? Понимают ли вузы и научные организации реальные потребности заказчиков? Как происходит развитие «мобилизационной» науки? Какие новые формы финансирования научных проектов в области искусственного интеллекта и в области технологий двойного назначения являются наиболее перспективными? Как разрешать противоречия между требованиями безопасности и коммерциализацией разработок? Какие правовые нормы уже действуют, а какие следует принять для ускоренного внедрения искусственного интеллекта и результатов НИОКР в сфере национальной безопасности? Как мотивировать ученых и инженеров работать над проектами в сфере двойных технологий? Как ускорить разработку и внедрение перспективных решений двойного назначения?
Свернуть toggle-up
Потенциал будущего: кадры, инструменты и инфраструктура Институт наставничества как важный инструмент реализации молодежного кадрового потенциала в Российской Федерации
Роль наставничества рассматривается как важный ресурс для образовательного и личностного развития студентов и молодых ученых в современных условиях. Важно проанализировать пробелы в исследовательской базе по теме в России и влияние законодательных...
Роль наставничества рассматривается как важный ресурс для образовательного и личностного развития студентов и молодых ученых в современных условиях. Важно проанализировать пробелы в исследовательской базе по теме в России и влияние законодательных инициатив на интеграцию наставничества в системы основного и постдипломного образования. Обсуждение объединяет мнения различных вовлеченных групп и служит основой для выработки рекомендаций по развитию наставничества как важного элемента современной образовательной среды. Каким группам молодежи особенно необходима наставническая поддержка? Каковы существующие модели и формы поддержки? Каковы ожидания и потребности студентов? С какими сложностями взаимодействия с наставниками и восприятия ценности наставнической поддержки можно столкнуться? Каковы преимущества наставничества для самих наставников, включая развитие профессиональных и личностных качеств, мотивацию и удовлетворенность от передачи опыта?
Свернуть toggle-up
Потенциал будущего: кадры, инструменты и инфраструктура Экосистема Плавучего университета: от школьника до кандидата наук
Всероссийская научно-образовательная программа «Плавучий университет» создает экосистему профессиональной подготовки – от школьника до кандидата наук – в области изучения Мирового океана и климата. Программа привлекает молодежь в мир наук о Земле,...
Всероссийская научно-образовательная программа «Плавучий университет» создает экосистему профессиональной подготовки – от школьника до кандидата наук – в области изучения Мирового океана и климата. Программа привлекает молодежь в мир наук о Земле, дает возможность получить реальный исследовательский опыт в морских экспедициях под руководством ученых-наставников, поддерживает участников на пути академического развития и объединяет их в динамичное профессиональное сообщество. Такой подход способствует формированию кадрового ядра для фундаментальных и прикладных исследований, обеспечивая интеграцию науки и образования со стратегическими задачами государства. Какие механизмы позволяют обеспечить устойчивый приток научных кадров? Как тиражировать успешные практики программы на другие научные направления? Какие инструменты поддержки и мотивации необходимы для сохранения интереса молодых исследователей к науке на всех этапах профессионального пути?
Свернуть toggle-up
Потенциал будущего: кадры, инструменты и инфраструктура Региональный сегмент домена «Наука и инновации» как удобный цифровой инструмент управления НТР региона
Дискуссия посвящена практическому внедрению и использованию регионального сегмента домена «Наука и инновации» – ключевого цифрового инструмента для управления научно-технологическим развитием субъектов Российской Федерации. Представители Минобрнау...
Дискуссия посвящена практическому внедрению и использованию регионального сегмента домена «Наука и инновации» – ключевого цифрового инструмента для управления научно-технологическим развитием субъектов Российской Федерации. Представители Минобрнауки России и ЦИТиС представят функционал сегмента, включая «Единый навигатор мер поддержки», «Профиль субъекта Российской Федерации» и «Национальный рейтинг НТР», визуализированный в виде аналитических панелей. Особый акцент будет сделан на том, как цифровизация обеспечивает сквозной цикл управления: от планирования и подачи заявок на поддержку до мониторинга эффективности и корректировки региональных программ НТР. Руководители по НТР из пилотных регионов поделятся своими планами по использованию сегмента в своей работе. Участники узнают, как Красноярский край может использовать сегмент для формирования технологического заказа, как Татарстан выстраивает кооперацию науки и бизнеса, как Томская область решает кадровые задачи, а Башкортостан – повышает инвестиционную привлекательность. Как выработать конкретные предложения по дальнейшему развитию цифрового сервиса с учетом потребностей регионов?
Свернуть toggle-up
Потенциал будущего: кадры, инструменты и инфраструктура Российская академия наук: навигация в подготовке кадров для технологического лидерства
Проблемы подготовки и воспитания кадров охватывают все уровни образования – от школы до аспирантуры, требуя комплексного подхода к формированию профессиональных компетенций и поддержки научной карьеры молодого ученого. Важную роль в этих процессах...
Проблемы подготовки и воспитания кадров охватывают все уровни образования – от школы до аспирантуры, требуя комплексного подхода к формированию профессиональных компетенций и поддержки научной карьеры молодого ученого. Важную роль в этих процессах играет Российская академия наук, которая обладает возможностями для совершенствования системы подготовки кадров и стимулирования ранней научной активности. Как система образования и науки адаптируется к смене технологического уклада и появлению новых профессий? Какие подходы наиболее результативны для выявления талантливой молодежи и массовой подготовки квалифицированных кадров? Как усилить взаимодействие между учеными, технологическими предпринимателями и образовательными учреждениями для повышения качества подготовки кадров и популяризации науки?
Свернуть toggle-up
Потенциал будущего: кадры, инструменты и инфраструктура Будущее в коде: отечественное ПО в инженерном образовании
Современная промышленность проходит этап глубокой цифровой трансформации: автоматизация процессов, внедрение искусственного интеллекта и использование сложных моделей требуют от инженеров нового уровня компетенций. Подготовка специалистов, обладаю...
Современная промышленность проходит этап глубокой цифровой трансформации: автоматизация процессов, внедрение искусственного интеллекта и использование сложных моделей требуют от инженеров нового уровня компетенций. Подготовка специалистов, обладающих соответствующими компетенциями в области проектирования, математического моделирования, ИИ и владеющих современными цифровыми инструментами, становится ключевым элементом технологического развития страны. В этих условиях особенно важно понять, как образовательные программы могут готовить специалистов, способных эффективно применять отечественное программное обеспечение, в том числе CAE и CAD, как в учебном процессе, так и в дальнейшем в инженерной деятельности в реальном секторе экономики. Каким образом формируются образовательные программы будущих инженеров и специалистов по математическому моделированию и искусственному интеллекту в промышленности? Что должен знать инженер, чтобы прийти на предприятие промышленности (например, атомной отрасли) и приступить к решению задач? Какими компетенциями он должен обладать? Какие актуальные задачи сейчас стоят перед отраслями промышленности в части математического моделирования и искусственного интеллекта? Какую роль играет отечественное программное обеспечение (cae, cad, plm) в деятельности предприятий и образовательном процессе инженера? Какие риски несет зависимость инженерного образования от зарубежного ПО и как их минимизировать? Может ли сотрудничество университетов и промышленных предприятий стать драйвером развития отечественных инженерных платформ? Как интеграция ИИ и математического моделирования в производственные процессы меняет саму роль инженера в XXI веке?
Свернуть toggle-up
Потенциал будущего: кадры, инструменты и инфраструктура Донбасс и Новороссия: в партнерстве к прогрессу
В феврале 2023 года Президент России подписал закон об интеграции новых регионов в образовательную сферу страны. За это время научные и образовательные учреждения исторических территорий не только перешли на российские стандарты, но и стали активн...
В феврале 2023 года Президент России подписал закон об интеграции новых регионов в образовательную сферу страны. За это время научные и образовательные учреждения исторических территорий не только перешли на российские стандарты, но и стали активными партнерами в реализации совместных научных проектов. Созданы современные лаборатории, инжиниринговые центры, новые направления подготовки, а также многие университеты стали полноправными участниками федеральных конкурсов и инициатив. Сегодня новые регионы демонстрируют готовность к открытому диалогу, обмену опытом и выстраиванию долгосрочного сотрудничества с российским научно-образовательным сообществом. Какие достижения в науке и образовании новых субъектов стали возможны благодаря интеграции? Как совместные проекты укрепляют роль молодежи в инновационном развитии? Какие трудности остаются и как их можно преодолеть через партнерство? Какие примеры успешного взаимодействия университетов и НИИ новых регионов с федеральными центрами можно выделить? Каковы стратегии и планы развития на ближайшие десять лет в логике совместного движения вперед?
Свернуть toggle-up
Потенциал будущего: кадры, инструменты и инфраструктура Студенческое конструкторское бюро как отправная точка национального технологического суверенитета
Студенческие конструкторские бюро – это уникальные экосистемы, где рождаются не только инновационные продукты, но и новое поколение инженеров, технологических предпринимателей и ученых. Как трансформировать энергию и талант студентов в конкретные ...
Студенческие конструкторские бюро – это уникальные экосистемы, где рождаются не только инновационные продукты, но и новое поколение инженеров, технологических предпринимателей и ученых. Как трансформировать энергию и талант студентов в конкретные результаты, укрепляющие технологический суверенитет страны?
Свернуть toggle-up
Презентация экспертного доклада / Потенциал будущего: кадры, инструменты и инфраструктура Школьное образование: от репетитора к ученым
В последние годы в России многое сделано для развития науки и инженерии: усиление имиджа науки, создание лабораторий, формирование возможностей для притока и удержания молодых специалистов в науке. Вместе с тем проблема низкого уровня школьной под...
В последние годы в России многое сделано для развития науки и инженерии: усиление имиджа науки, создание лабораторий, формирование возможностей для притока и удержания молодых специалистов в науке. Вместе с тем проблема низкого уровня школьной подготовки по естественно-научным предметам, особенно по физике и математике, остается острой. Этот фактор является одним из ключевых барьеров для развития российской науки. В рамках экспертного доклада ключевые участники сферы образования и науки представят решения для повышения уровня подготовки по математике, физике и другим естественно-научным предметам в средней школе, создания качественной основы для научного и инновационного рывка. Как можно охарактеризовать уровень подготовки абитуриентов? Какие барьеры препятствуют повышению уровня подготовки по техническим специальностям, как их преодолеть? Какие инновационные решения могут оказать наибольший эффект на повышение уровня подготовки абитуриентов по техническим специальностям? Какие инструменты возможно проектировать и использовать для повышения качества общего образования? Как выглядит оптимальная модель мотивации и подготовки молодежи к построению научного карьерного трека? Какие меры поддержки со стороны государства необходимы для обеспечения повышения качества математической и естественно-научной подготовки в средней школе?
Свернуть toggle-up
Потенциал будущего: кадры, инструменты и инфраструктура Карьера в ОПК: мифы и реальность
С 2022 года приток молодых кадров на промышленные предприятия кратно вырос. Программы государственной поддержки подготовки кадров для промышленности интенсивно внедряются, а высшая школа активно адаптирует подготовку студентов в интересах индустри...
С 2022 года приток молодых кадров на промышленные предприятия кратно вырос. Программы государственной поддержки подготовки кадров для промышленности интенсивно внедряются, а высшая школа активно адаптирует подготовку студентов в интересах индустрии, вспоминая, что все новые проекты произрастают из хорошо забытого опыта. При этом как никогда обострился вопрос карьерного планирования молодых инженерных кадров. Как построить успешную карьеру на промышленном предприятии в условиях текущей неопределенности? Есть ли системные решения, которые помогут молодым инженерам и ученым планомерно выйти на максимальный уровень профессиональной эффективности и принести пользу России или их удел – перманентные скитания по рынку труда в поисках лучшей доли в моменте времени?
Свернуть toggle-up
Потенциал будущего: кадры, инструменты и инфраструктура Тени AGI в науке и образовании
Мы привыкли говорить об ИИ как об инструменте. За последний год системы с расширенными reasoning-способностями, автономные AI-агенты и мультимодальные ассистенты демонстрируют нечто большее: они выстраивают цепочки рассуждений, инициируют действия...
Мы привыкли говорить об ИИ как об инструменте. За последний год системы с расширенными reasoning-способностями, автономные AI-агенты и мультимодальные ассистенты демонстрируют нечто большее: они выстраивают цепочки рассуждений, инициируют действия, адаптируют правила работы и взаимодействуют друг с другом вне прямого человеческого контроля. Образовательная среда оказалась одной из первых, где эта трансформация стала осязаемой. Нейроассистенты перестали быть пассивными помощниками: они становятся соавторами исследования, предлагают интерпретации, корректируют логику аргументации. Возникает фундаментальный вопрос: если ИИ действует как актор, как это перестраивает триаду «преподаватель – студент – знание»? Где проходит граница между инструментом и субъектом? Какова природа этой новой субъектности? Как должна измениться модель работы исследователя и преподавателя, когда часть интеллектуальной деятельности делегирована AI-агенту? Находимся ли мы в преддверии AGI или уже живем в его тени? Какие компетенции останутся исключительно человеческими? Как сохранить «учебное преодоление», если исчезает запрос на освоение конкретных навыков?
Свернуть toggle-up
Потенциал будущего: кадры, инструменты и инфраструктура Отраслевые сообщества: что объединяет профессионалов
Развитие профессиональных сообществ позволяет формировать устойчивые горизонтальные связи и усиливать профессиональную идентичность через такие практические инструменты, как менторство, сетевые проекты, цифровые платформы. Важен обмен кейсами межо...
Развитие профессиональных сообществ позволяет формировать устойчивые горизонтальные связи и усиливать профессиональную идентичность через такие практические инструменты, как менторство, сетевые проекты, цифровые платформы. Важен обмен кейсами межотраслевого взаимодействия, обсуждение институциональной поддержки от государства, университетов и бизнеса. Цель – выработка практических рекомендаций и идей для дальнейшей интеграции и развития профессиональных сообществ. Как наиболее эффективно масштабировать успешные модели межотраслевого взаимодействия? Какие конкретные меры институциональной поддержки необходимы для устойчивого развития профессиональных сообществ?
Свернуть toggle-up
28 ноября
Потенциал будущего: кадры, инструменты и инфраструктура Врач в эпоху быстрых изменений: компетенции и дополнительное образование для адаптации к новым вызовам
Медицинская практика развивается быстрее, чем когда-либо: новые технологии, цифровые инструменты, искусственный интеллект и организационные модели здравоохранения меняют требования к врачу. В таких условиях дополнительное образование становится не...
Медицинская практика развивается быстрее, чем когда-либо: новые технологии, цифровые инструменты, искусственный интеллект и организационные модели здравоохранения меняют требования к врачу. В таких условиях дополнительное образование становится не просто средством повышения квалификации, а ключевым инструментом быстрой адаптации специалиста к изменяющейся реальности. Какие компетенции становятся критически важными для врача будущего? Как построить систему непрерывного обучения, которая соединяет образование, науку и практику? Какую роль в этом играет дополнительное образование? Как правильно сочетать профессиональные навыки и универсальные компетенции, обеспечивающие устойчивость и эффективность специалиста в условиях быстрых изменений?
Свернуть toggle-up
Потенциал будущего: кадры, инструменты и инфраструктура Научный и демографический потенциал студенческой семьи – фундамент будущего страны
Студенческая семья – уникальный социальный институт, объединяющий молодых людей, находящихся на этапе активного формирования профессиональных компетенций и личностного роста. Поддержка студенческих семей является приоритетом государственной демогр...
Студенческая семья – уникальный социальный институт, объединяющий молодых людей, находящихся на этапе активного формирования профессиональных компетенций и личностного роста. Поддержка студенческих семей является приоритетом государственной демографической политики, залогом устойчивого развития общества, обеспечивая преемственность научных традиций и духовно-нравственных ценностей. На заседании Совета при Президенте Российской Федерации по реализации государственной демографической и семейной политики Президент Российской Федерации В.В. Путин отдельно подчеркнул важность донастройки мер поддержки молодых, в том числе студенческих, семей. По словам главы государства, «совместными усилиями нужно прийти к тому, чтобы люди – прежде всего, конечно, молодые – искренне стремились обрести счастье материнства и счастье отцовства, реализоваться в воспитании детей и были бы уверены в том, что государство в нужный момент окажет поддержку, что называется, подставит плечо, сделает все необходимое, чтобы рождение детей не ухудшало качество жизни семьи, а, напротив, поднимало ее статус». Что требуется для успешной реализации творческого и исследовательского потенциала студенческих семей? Возможно ли успешное совмещение семейной жизни и воспитания детей с получением образования и научной карьерой? Как вузы и государство могут помочь в этом?
Свернуть toggle-up
Потенциал будущего: кадры, инструменты и инфраструктура Управление талантами в университетах: возможности саморазвития для молодых ученых
Сегодняшняя трансформация рынка труда ученых и преподавателей в России сопровождается сменой поколений в научном мире: от корифеев XX века руководство академическими проектами переходит к молодым ученым, быстро осваивающим все новые и новые технол...
Сегодняшняя трансформация рынка труда ученых и преподавателей в России сопровождается сменой поколений в научном мире: от корифеев XX века руководство академическими проектами переходит к молодым ученым, быстро осваивающим все новые и новые технологии. С одной стороны, смена поколений увеличивает скорость изменений, с другой – дает возможность овладевать самыми новыми, фронтирными методами, а значит, ускоряет научно-технический прогресс. Эти изменения на рынке труда ученых приводят к серьезному вызову для университетов: как модернизировать университетскую среду и инструменты академического развития, чтобы молодые ученые эффективно подхватывали эстафету и развивали важнейшие научные проекты? Что сегодня важно для молодых ученых? Как геополитическая ситуация повлияла на предпочтения исследователей? Какие инструменты управления талантами наиболее востребованы в российских университетах? Как университет может эффективно поддержать ученых на их сложном пути в науку? И какие риски несет университет, не готовый активно трансформировать внутреннюю среду под новое поколение?
Свернуть toggle-up
Потенциал будущего: кадры, инструменты и инфраструктура От формулы до решения: наука и практика предупреждения чрезвычайных ситуаций
Необходимо привлечь внимание представителей практики и научного сообщества с целью организации открытого диалога и разработки конкретных механизмов трансфера знаний и технологий между МЧС России и системой высшего образования и науки. В рамках это...
Необходимо привлечь внимание представителей практики и научного сообщества с целью организации открытого диалога и разработки конкретных механизмов трансфера знаний и технологий между МЧС России и системой высшего образования и науки. В рамках этой работы требуется определить приоритетные направления совместных исследований, разработать механизмы защиты информационных систем, определить источники финансирования и сформировать модель подготовки кадров. Результатом должны стать первые договоренности по пилотным проектам и дорожная карта дальнейших действий. Как создать эффективную систему обмена задачами, данными и результатами между МЧС России, научными организациями и бизнесом для ускорения трансфера технологий и создания инновационных решений в области гражданской защиты? Какие образовательные программы и механизмы финансирования необходимы для подготовки специалистов в области прикладной науки в гражданской защите и обеспечения защиты интеллектуальной собственности при совместных проектах с МЧС России? Как оценивать и масштабировать прикладную ценность научных разработок для МЧС России, а также какие KPI использовать для оценки эффективности сотрудничества между образованием и практикой в долгосрочной перспективе?
Свернуть toggle-up
Потенциал будущего: кадры, инструменты и инфраструктура Успешный патент: практики успеха и модели интеграции науки и бизнеса
В процессе обсуждения ключевых аспектов эффективного внедрения инноваций участники поделятся своими достижениями, обменяются планами по продвижению собственных разработок и представят лучшие примеры успешной реализации инновационных проектов. Что ...
В процессе обсуждения ключевых аспектов эффективного внедрения инноваций участники поделятся своими достижениями, обменяются планами по продвижению собственных разработок и представят лучшие примеры успешной реализации инновационных проектов. Что необходимо для успеха коммерциализации инновационных разработок? В чем барьеры внедрения и пути их преодоления? Каковы подходы к формированию культуры инноваций внутри организаций и университетов? Какова роль государственных программ и частного инвестирования в поддержке молодых ученых и развитии инновационной инфраструктуры?
Свернуть toggle-up
Потенциал будущего: кадры, инструменты и инфраструктура Дизайн-исследование: как научные методы помогают создавать продукты будущего
Современные научные разработки часто останавливаются на этапе лабораторного прототипа. Причина в том, что не всегда понятен контекст применения и сценарии использования. Дизайн-исследование позволяет преодолеть этот разрыв. Оно опирается на научны...
Современные научные разработки часто останавливаются на этапе лабораторного прототипа. Причина в том, что не всегда понятен контекст применения и сценарии использования. Дизайн-исследование позволяет преодолеть этот разрыв. Оно опирается на научные методы – социологию, когнитивные науки, эргономику, аналитику данных – и помогает понять, как человек взаимодействует с технологией, какие барьеры мешают внедрению и какие продуктовые решения будут востребованы рынком. Как исследовательские методы помогают молодым ученым и инженерам проверить гипотезы, адаптировать разработки под реальные потребности пользователей и ускорить коммерциализацию научных результатов?
Свернуть toggle-up
Потенциал будущего: кадры, инструменты и инфраструктура И все-таки индустриальная или производственная аспирантура? Новая концепция подготовки кадров высшей квалификации
В целях реализации стратегического курса на достижение технологического суверенитета и обеспечение научно-технологического лидерства Российской Федерации система подготовки научных кадров высшей квалификации проходит период фундаментальной трансфо...
В целях реализации стратегического курса на достижение технологического суверенитета и обеспечение научно-технологического лидерства Российской Федерации система подготовки научных кадров высшей квалификации проходит период фундаментальной трансформации. Формируется инновационный трек обучения в аспирантуре для подготовки исследователей нового поколения, способных не только генерировать фундаментальное знание, но и создавать востребованные технологические решения. Модель предполагает интеграцию образования с задачами индустриальных партнеров и стратегическими приоритетами научно-технологического развития страны. Каковы механизмы взаимодействия индустрии и фундаментальной науки? Каковы критерии дифференциации образовательных треков в аспирантуре? Как идет процесс трансформации процедуры защиты диссертации? Каковы мотивационные факторы и в чем привлекательность аспирантуры?
Свернуть toggle-up
Потенциал будущего: кадры, инструменты и инфраструктура Проектирование подходов к оценке деятельности научных организаций
В России значительный объем научных исследований и выделяемого на них финансирования локализован в российских научно-исследовательских организациях, в частности в институтах РАН, находящихся в ведении Минобрнауки. Многие НИИ ведут работу по ключев...
В России значительный объем научных исследований и выделяемого на них финансирования локализован в российских научно-исследовательских организациях, в частности в институтах РАН, находящихся в ведении Минобрнауки. Многие НИИ ведут работу по ключевым направлениям, закрепленным в Стратегии научно-технического развития, однако оценка деятельности организаций свелась к оценке количества статей, публикуемых сотрудниками этих организаций в ведущих российских и зарубежных изданиях. Насколько такая методика эффективна и актуальна в настоящее время? Какие векторы могут быть выбраны для совершенствования подходов к оценке деятельности как научных организаций, так и отдельных сотрудников?
Свернуть toggle-up
Потенциал будущего: кадры, инструменты и инфраструктура Интеллектуальные ресурсы для технологического лидерства: современная научно-техническая библиотека для ученого
Обсуждение охватит актуальные информационные потребности исследователей, роль библиотек в поддержке их научной деятельности и возможности содействия в достижении технологического лидерства России. Особое внимание будет уделено презентации концепци...
Обсуждение охватит актуальные информационные потребности исследователей, роль библиотек в поддержке их научной деятельности и возможности содействия в достижении технологического лидерства России. Особое внимание будет уделено презентации концепции федерального проекта по развитию сети НТБ, направленного на создание современной инфраструктуры и расширение доступа к необходимым знаниям и инструментам для реализации потенциала ученых. Какие основные информационные потребности у исследователей и как библиотеки могут наиболее эффективно их удовлетворять? Какие шаги необходимо предпринять для реализации федерального проекта по развитию сети НТБ и усиления их роли в научном сообществе?
Свернуть toggle-up